Родители и закон

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

Статья 9.1. Административная ответственность несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1); оскорбление (статья 10.2); мелкое хищение (статья 11.1); умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3); жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29); мелкое хулиганство (статья 19.1)) настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Статья 9.2. Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего

  1. К лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет административные взыскания применяются на общих основаниях с учетом следующих особенностей:

1) в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;

2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, - четырех базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;

3) лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года.

  1. При наложении административного взыскания на лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет кроме смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьями 7.2 (Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего;

5) совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

6) совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим возраста семидесяти лет;

8) совершение административного правонарушения беременной женщиной;

9) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

10) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, ведущий административный процесс, о совершенном им правонарушении;

11) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, ведущему административный процесс, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

  1. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье) и 7.3 (Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

2) совершение административного правонарушения повторно;

3) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

7) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна или очевидна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

8) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим расстройством (заболеванием);

9) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

10) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением должностных (служебных) обязанностей;

11) совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.

  1. Суд, орган, ведущий административный процесс:

1) не могут признать отягчающими ответственность обстоятельства, не предусмотренные частью 1 настоящей статьи;

2) вправе в зависимости от характера и степени общественной вредности совершенного административного правонарушения не признать отягчающим ответственность обстоятельство, предусмотренное пунктом 2 части 1 настоящей статьи.

  1. Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное Особенной частью настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности лица, совершившего административное правонарушение) настоящего Кодекса, учитываются:

1) условия его жизни и воспитания;

2) уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;

3) влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;

4) характеристика по месту его учебы и (или) работы (при ее наличии).

  1. Лицу, совершившему административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет разъясняется содержание положений законодательства, в связи с нарушением которых на него налагается административное взыскание.
  2. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним как смягчающее обстоятельство учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими ответственность обстоятельствами.

 

 

 

Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности

  1. Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вне зависимости от категории административного правонарушения может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему предупреждения.
  2. Освобождение лиц, совершивших административные правонарушения, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет от административной ответственности с применением других мер профилактического воздействия осуществляется по общим правилам, установленным настоящим Кодексом.

Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия

  1. При освобождении от административной ответственности несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение, к нему в целях воспитания могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

1) разъяснение законодательства;

2) возложение обязанности принести извинения потерпевшему;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга.

  1. К несовершеннолетнему могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия.

Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия

  1. Разъяснение законодательства заключается в разъяснении несовершеннолетнему противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения, в том числе причиненного этим правонарушением вреда, а также негативных правовых последствий повторного совершения им новых правонарушений.
  2. Обязанность принести извинения заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности извиниться перед потерпевшим за совершенное административное правонарушение в публичной или иной форме, определенной судом, органом, ведущим административный процесс.
  3. Обязанность загладить причиненный вред заключается в фактическом возмещении несовершеннолетним вреда, причиненного административным правонарушением. При применении такой меры воспитательного воздействия учитываются имущественное положение несовершеннолетнего и его родителей или лиц, их заменяющих, наличие у него соответствующих трудовых и иных навыков.
  4. Ограничение досуга заключается в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения на срок до тридцати суток определенного порядка использования свободного от учебы и (или) работы времени. При применении данной меры воспитательного воздействия орган, ведущий административный процесс, может предусмотреть:

1) запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;

2) ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;

3) возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.

Статья 9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся административному взысканию

Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию:

со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;

по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;

по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;

по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП;

со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП;

со дня освобождения от исполнения административного взыскания в случае, предусмотренном статьей 8.7 настоящего Кодекса.

Статья 10.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

  1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
  2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника, члена семьи или бывшего члена семьи, либо нарушение защитного предписания - влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 10.2. Оскорбление

  1. Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.
  2. Оскорбление в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, иной сети электросвязи общего пользования или выделенной сети электросвязи, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо - наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин.

Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, - влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища - влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.

Статья 11.1. Мелкое хищение

Мелкое хищение имущества путем кражи, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения или растраты, хищения путем использования компьютерной техники, а равно попытка такого хищения - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Примечание. Под мелким хищением в настоящей статье понимаются хищение имущества юридического лица в сумме, не превышающей десятикратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР, а также хищение имущества физического лица в сумме, не превышающей двукратного размера базовой величины, установленного на день совершения деяния, за исключением хищения ордена, медали Республики Беларусь, СССР или БССР, нагрудного знака к почетному званию Республики Беларусь, СССР или БССР либо хищения, совершенного группой лиц, либо путем кражи, совершенной из одежды или ручной клади, находившихся при нем, либо с проникновением в жилище.

Статья 11.3. Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества

Умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества, повлекшие причинение ущерба в незначительном размере, - влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Статья 16.29. Жестокое обращение с животным или избавление от животного

  1. Жестокое обращение с животным (за исключением истязания животного), не повлекшее его гибели или увечья, - влечет наложение штрафа в размере до пятнадцати базовых величин.
  2. Избавление от животного - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.
  3. Жестокое обращение с животным, выразившееся в истязании животного либо повлекшее его гибель или увечье, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Примечание. 1. Под жестоким обращением с животным в настоящей статье понимаются истязание животного, нанесение ему телесных повреждений, натравливание животных друг на друга, иные действия (бездействие), влекущие причинение вреда здоровью животных, в том числе травмы и увечья, или гибель животных (за исключением случаев использования животных в научном эксперименте или опыте, доклиническом исследовании лекарственных средств, биологическом тестировании, образовательном процессе, производстве биологических препаратов, иных случаев, предусмотренных законодательством), а также нарушение условий содержания животных в соответствии с зоотехническими, зоогигиеническими и ветеринарно-санитарными правилами, приводящее к истощению организма животных.

  1. Под истязанием животных в настоящей статье понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений путем систематического нанесения побоев, сечения, удушения, связывания конечностей и иными способами.
  2. Под избавлением от животного в настоящей статье понимается прекращение содержания животных без передачи их новым владельцам либо сдачи в пункт временного содержания животных, приют для животных, а также если в случае пропажи зарегистрированных собак и кошек их владельцы в течение трех суток не подали заявление о пропаже этих животных в организацию, осуществляющую регистрацию собак и кошек.

Статья 19.1. Мелкое хулиганство

Оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

Статья 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения

  1. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, либо появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, - влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.
  2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, или общественные работы, или административный арест.
  3. Появление в общественном месте в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.
  4. Нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ либо потреблением их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин.
  5. Потребление без назначения врача-специалиста наркотических средств или психотропных веществ в общественном месте либо потребление их аналогов в общественном месте, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, - влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати базовых величин.

Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, - влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.

Статья 19.6. Заведомо ложное сообщение

  1. Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, - влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.
  2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от двадцати до тридцати базовых величин.

Статья 19.7. Хранение и распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера

Хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение, рекламирование порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера - влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин.

Статья 19.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий, использование электронных систем курения, систем для потребления табака в местах, где они в соответствии с законодательными актами запрещены, - влекут наложение штрафа в размере до четырех базовых величин.

 

свернуть

Правовые знания

Проект POMOGUT.BY - это объединение усилий и возможностей государства и гражданского общества. Его организаторы не ставили перед собой цели заставить отказаться от употребления наркотиков. Их задача - помочь тем, кто оказался один на один со своей бедой и потерялся в потоке обещаний, предложений и услуг.

Информационный ресурс сможет в режиме реального времени – путем телефонной беседы или интернет-переписки – обеспечить каждого обратившегося человека знаниями по его конкретной проблеме. Ресурс уже работает в тестовом режиме.


 

Информация об обязательном использовании светоотражающих элементов обучающимися. 

 

В связи с тем, что возросло количество дорожно-транспортных происшествий в осенне-зимний период, и особенно в темное время суток. Необходимо обеспечить видимость ребенка во всех направлениях светоотражающими элементами. Обратить внимание на техническое состояние велосипедов, используемых учащимися, на наличие светоотражающих элементов (спереди – белого, а сзади – красного цвета), исправных фонарей с активным светом. Максимально ограничить использование велосипедов в темное время суток.

 

Неиспользование светоотражающих элементов при движении по дороге в темное время суток, также, как и другие нарушения Правил дорожного движения пешеходами и велосипедистами влечет ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 до 3 базовых величин.

 

Что такое светоотражатель?

 

Светоотражатель необходим для того, чтобы обезопасить пешеходов. Это специальный аксессуар, который крепится к одежде, рюкзаку или сумке, он ярко отражает свет фар, позволяя водителю издалека увидеть пешехода, а значит – вовремя среагировать и избежать возможного ДТП.

 

Зачем нужен светоотражатель?

 

Светоотражатель является эффективным средством безопасности для детей и взрослых, велосипедистов и просто участников движения в темное время и условиях плохой видимости: сумерки, дождь, снег или туман.

 

Сегодня все больше людей понимают, что забота о своей безопасности на дороге – важное и нужное дело.

 

 

 

Как носить светоотражатель?

 

 

 

В комплекте со светоотражателем поставляется крепление (цепочка, нитка, шнурок). С его помощью светоотражатель легко крепится на рюкзаках, сумках, одежде, детских колясках, ошейниках собак. Необходимо поместить светоотражатель таким образом, чтобы он мог свободно двигаться и раскачиваться и быть видимым со всех сторон.

 

При движении вдоль дороги (например, за городом) рекомендуется расположить светоотражатель с той стороны, которая обращена к проезжей части.

 

 

 

Предназначение световозвращающих элементов.

 

По статистике наезд на пешехода – один из самых распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей. Световозвращающие элементы повышают видимость пешеходов на неосвещенной дороге и значительно снижают риск возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием.

 

При движении с ближним светом фар водитель автомобиля способен увидеть пешехода на дороге на расстоянии 25-50 метров. Если пешеход применяет световозвращатель, то это расстояние увеличивается до 150-200 метров. А при движении автомобиля с дальним светом фар дистанция, на которой пешеход становится виден, с применением световозвращателей увеличивается со 100 метров до 350 метров. Это даёт водителю 15-25 секунд для принятия решения.    Светоотражатели – это простой и эффективный способ обеспечить свою видимость на дороге. Использование светоотражателей позволяет снизить количество ДТП с участием пешеходов в 6-8 раз, что подтверждено данными статистики в странах, где ношение светоотражателей является обязательным.

 

Уважаемые родители! Убеждайте своих детей и помните сами, что в интересах пешехода, переходя проезжую часть в сумерки, в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости даже по пешеходному переходу, обозначить свое присутствие на дороге, дав возможность водителю вовремя остановиться. Именно световозвращающие приспособления позволяют водителю увидеть пешехода на значительном расстоянии. Доброго пути!

 

 


 

Памятка по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с детьми.

Насилие – это все формы физического или эмоционального жестокого обращения, сексуальное насилие, пренебрежение или пренебрежительное отношение, коммерческая или иная эксплуатация, которая ведет к реальному или потенциальному урону здоровья ребенка, его жизни, развитию или достоинству в контексте отношений ответственности, доверия или силы.

Виды насилия над детьми:

 

1.Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.)

Возможные признаки!

•Множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияние в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту и т.д.);

•Задержка физического развития;

•Признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неприятный внешний вид, сыпь);

•Боязнь идти домой после школы;

•Одиночество, отсутствие друзей;

•Псевдовзрослое поведение;

•Отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;

•Лживость, воровство. Склонность к поджогам;

•Жестокое обращение с животными;

 

2.Отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Возможные признаки!

•Ребенок одет не по сезону, не по размеру;

•Ребенок немытый, от него плохо пахнет;

•Ребенок ослаблен, голоден;

•Ограниченный рацион питания;

•Нарушение режима сна;

•Оставление детей надолго без присмотра;

•Травмы из-за недосмотра за ребенком;

•Нелеченые заболевания;

•Ребенка не забирают вовремя из детского сада, либо он не посещает его.

 

3.Психологическое насилие – эмоционально плохое обращение с детьми
(брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.)

Возможные признаки!

•Задержка физического, умственного развития;

•Различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания);

•Беспокойство или тревожность;

•Нарушение сна и аппетита;

•Длительно сохраняющаяся подавленность;

•Склонность к уединению;

•Агрессивность;

•Угрозы или попытки суицида;

•Чрезмерная уступчивость, заискивание;

•Неумение общаться, налаживать отношения;

•Низкая самооценка;

•Плохая успеваемость.

4.Сексуальное насилие  – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка

 

Возможные признаки!

•Резкие изменения веса (потеря или прибавка);

•Замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи;

•Трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

•Изменение ролевого поведения (берет на себя

функции родителей в игре, в общении) либо регрессивное поведение (проявление форм поведения, характерных для более младшего возраста);

•Несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

•Беспричинные нервно-психические расстройства, депрессия, низкая самооценка;

•Падение самооценки;

•Суицидальные мысли, высказывания или попытки.

 

В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются:

-угрозы в адрес обучающегося;

-преднамеренная изоляция обучающегося;

-предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;

-оскорбление и унижение достоинства;

-систематическая необоснованная критика ребенка, -выводящая его из душевного равновесия;

-постоянная негативная характеристика обучающегося;

-демонстративно негативное отношение к обучающемуся.

 

Схема реагирования на случаи насилия:

Серьезный случай – службы экстренного реагирования (102,103,101)

 

«Не уверен, какой случай» - 8-801-100-1611 круглосуточная бесплатная линия помощи детям

Контактный номер телефона для пострадавших от домашнего насилия – общенациональная горячая линия    8 801 100 8 801

(время работы с 8.00 до 20.00, звонок со стационарного телефона бесплатный)

 

Круглосуточная кризисная линия Минского городского центра социальной помощи семье и детям: 8 017  247-32-32

«Телефон доверия» психологической службы 8 017  290 -44 -44

 

ГУО «Социально-педагогический центр Брестского района»

г.Брест, ул.Речицкая, 55 (жилое здание)

E-mail: sps@brest.edu.by

Тел. 24-90-85, 24-91-51

Индекс 224014

 

 

Чем больше свидетелей учужого несчастья,

 Тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

Б. Лабейн

 

 


 

Памятка для родителей

Каждый ребенок имеет право на жизнь без насилия и жестокости.

Родители – самые близкие для ребенка люди – в первую очередь ответственны за его безопасность и защиту.

Однако все чаще основными методами воспитания становится телесные наказания, крики, оскорбления, унижения и запугивания.

Жестокое обращение с ребенком и неудовлетворение его жизненных потребностей становится все более распространенным явлением в наших семьях.

 ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ И НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА ?

 Это любое действие или бездействие взрослого, приводящее к нанесению ребенку физического или психического  вреда, угрожающего его жизни, здоровью и развитию, а также преступления на сексуальной почве.

 «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психического насилия…»

(Закон Республики Беларусь о правах ребенка)

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ:

Избиение, удары рукой, ремнем или другим предметом, таскание за волосы, встряхивание младенца, скручивание уха, выкручивание рук, принуждение стоять на коленях…

 «Я разбил папину  пепельницу. Он накричал на меня и стукнул по голову. На следующий день мама отвела меня в больницу. Врач сказал, что у меня сотрясение мозга»

Игорь, 11 лет

 

Дети, пострадавшие от физического насилия, вырастают замкнутыми и неуверенными в себе, у них формируется склонность к употреблению алкоголя, наркотиков,  совершению правонарушений.

 

Зачастую дети, подвергшиеся физическому насилию, став взрослыми, сами совершают  насилие в отношении близких.

 

  • Сильное встряхивание младенца может привести к умственной отсталости, церебральному параличу, слепоте и даже к смерти.
  • «Невинный» подзатыльник может стать причиной сотрясения мозга.
  • Пощечины и удары в область уха могут вызвать частичную или полную потерю слуха

 

По результатам проведенных исследований, из 100 случаев физического насилия в отношении детей 1-2 заканчиваются смертью ребенка.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:

Крики, оскорбления, нецензурная брань, постоянная критика и принижение успехов ребенка, демонстрация неприязни к ребенку, запугивание, угрозы бросить ребенка или выгнать из дома, отказ говорить с ребенком …

«Папа постоянно кричит на меня, обзывает меня бездарем и тупицей»

                                                          Дима, 7 лет

 

У детей, подвергшихся эмоциональному насилию, формируется комплекс неполноценности, отмечаются частые приступы беспокойства, тоски, чувства одиночества, ухудшаются успеваемость в школе, состояние здоровья, повышается риск быть подверженным дурному влиянию улицы. Жизнь таких детей часто не складывается из-за ложного осознания собственной никчемности, неумения построить отношения с окружающими, отсутствие веры в себя.

 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:

Сексуальный контакт, непристойные сексуальные прикосновения, демонстрация половых органов, изнасилование, вовлечение в порнографическую деятельность или проституцию…

 «Отчим принуждал меня и мою младшую сестру к сексуальным отношениям. Это был какой-то нескончаемый кошмар, и самое ужасное было то, что моя мать об этом знала, но не говорила ни слова. Мы с сестрой ненавидели его и боялись».

                                                               Оля, 15 лет

У детей, пострадавших от сексуального насилия, развивается тяжелые депрессии, часто приводящие к попыткам самоубийства. Впоследствии эти дети нередко начинают заниматься проституцией, у многих из них наблюдается проблемы в сексуальной жизни.

 НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЖИЗНЕНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА:

 Непредоставление ребенку хорошего питания, одежды, жилья, медицинской помощи, воспитания, образования, отсутствие гигиены, оставления ребенка без присмотра:

«Мама часто куда-то уходит и оставляет меня одну. Я плачу и прошу ее не уходить, но она уходит. Я очень боюсь темноты, поэтому накрываюсь одеялом и плачу….»

                                               Вика,  4 года

Неудовлетворение жизненных потребностей ребенка приводит к формированию у него эмоциональной холодности и жестокости, серьезному ухудшению здоровья, вплоть до развития инвалидности, и даже к смерти (в результате несчастного случая).

 ДЕТИ ГОВОРЯТ:

                     Дорогие мама и папа!

 

  • Любите меня просто за то, что я есть, и я стану ещё лучше.
  • Когда вы кричите и обзываете меня, мне кажется, что я самый плохой на свете.

Тогда рушатся все мои надежды, и я перестаю верить в себя.

  • Когда я надолго остаюсь один, я чувствую себя брошенным и никому не нужным.
  • Не требуйте от меня того, чего я еще не умею.
  • Когда вы говорите: «Ты мне всю жизнь испортил», я чувствую себя виноватым. Но ведь я не отвечаю за проблемы взрослых.
  • Когда вы хотите сделать мне замечание, поговорите со мной наедине. Мне очень больно и обидно, когда вы делаете то в присутствии других.
  • Когда вы сравниваете меня с другими, я считаю, что меня предают. Я у вас единственный и неповторимый. Я имею право быть таким, какой я есть.

 

Ребенок имеет право на жизнь БЕЗ НАСИЛИЯ!

 

Если вам известны факты жестокого обращения с детьми в семье, не оставайтесь равнодушными, сообщите об этом специалистам ГУО «Социально-педагогического цетра Брестского района» 

Тел. 24-90-85

(звонки принимаются анонимно)

 ГУО «Социально-педагогический центр Брестского района»

г.Брест, ул.Речицкая, 55 (жилое здание)

E-mail: sps@brest.edu.by

Тел. 24-90-85, 24-91-51

Индекс 224014

  


 

Уголовная ответственность за ненадлежащее содержание детей

Статья 159. Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Оставление в опасности

 

1.  Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи –

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

 

2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, –

наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

 

3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, –

наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

 

свернуть

О разъяснении порядка выезда из Республики Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«30» января 2017 г. № 10-20/409/дс

Управления образования облисполкомов

Комитет по образованию Минского горисполкома

О разъяснении порядка выезда из Республики Беларусь

Государственный пограничный комитет Республики Беларусь проинформировал Министерство образования Республик» Беларусь о наличии конфликтных ситуаций в пунктах пропуска в отношении граждан, являющихся опекунами (попечителями) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты), относительно порядка выезда указанной категории детей за пределы Республики Беларусь.

Порядок выезда детей-сирот урегулирован статьями 14 и I 5 Закона Республики Беларусь от 20 сентября 2009 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее - Закон).

В случае выезда детей-сирот из Республики Беларусь для оздоровления в составе общих или специальных организованных групп детей, выезжающих на оздоровление за рубеж, сопровождающими группу лицами сотруднику органа пограничной службы предъявляется список детей, выезжающих на оздоровление за рубеж в составе общей или специальной организованной группы либо список детей, и сопровождающих их лиц, заверенный организацией, имеющей право осуществлять деятельность, связанную с оздоровлением детей за рубежом, с разрешением Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, подтверждающим гуманитарный характер поездки.

В случае выезда несовершеннолетних в составе организованных групп детей для оздоровления н санаторно-курортного лечения в санаторно-курортные организации Республики Беларусь, расположенные за пределами Республики Беларусь, предъявляется список детей, выезжающих на оздоровление, утвержденный руководителем учреждения образования или управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа.

Для получения медицинской помощи дети-сироты могут выезжать из Республики Беларусь при предъявлении несовершеннолетним или сопровождающим его лицом сотруднику органа пограничной службы решения комиссии по направлению граждан Республики Беларусь за пределы республики для получении медицинской помощи при Министерстве здравоохранения Республики Беларусь.

Иные документы, представляемые в случае выезда из Республики Беларусь детей-сирот для оздоровления, санаторно-курортного лечения или получения медицинской помощи указаны в статье 14 Закона,

В соответствии со статьей 15 Закона, в случае выезда из Республики Беларусь детей-сирот на учебу сроком более 30 календарных дней в сопровождении одного из законных представителей либо без сопровождения законных представителен, но с письменного согласия одного из законных представителей предъявляется решение местного исполнительного и распорядительного органа о направлении несовершеннолетнего на учебу за пределы Республики Беларусь.

В иных случаях при выезде детей-сирот на определенный срок в сопровождении одного из законных представителей либо без сопровождения законных представителей, но с письменного согласия одного из законных представителей необходимо предъявление сотруднику органа тираничной службы копии приказа управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего на определенный срок с указанием сопровождающего лица.

Министерство образования Республики Беларусь просит довести требования законодательства относительно порядка выезда из Республики Беларусь вышеуказанной категории несовершеннолетних до должностных лиц управлений (отделов) образования местных исполнительных и распорядительных органов, а также обеспечить надлежащий контроль за выездом детей-сирот за пределы страны.

свернуть

Как определить что ребенок употребляет наркотики

14.08.2018

Прокуратура информирует


Статья «Чума 21 века» о профилактике наркомании

Сегодня ни для кого не секрет, что наркомания - это болезнь. Специалистами, работающими в наркологии, это признается безоговорочно. Из-за людей, торгующих этим зельем, ежегодно все больше граждан становятся наркоманами, а торговля наркотиками превращается в «бизнес», более того, в «бизнес на крови».

Еще в 19 веке знаменитый английский экономист Мартин Монтгомери говорил: «Грязная торговля рабами была просто актом милосердия по сравнению с торговлей наркотиками. Мы не разрушали организм африканских негров, ибо наш интерес требовал сохранения их жизни и по возможности здоровья. А продавец наркотиков сознательно убивает тело, да еще после того, как развратил, унизил и опустошил человека нравственно».

Проблема наркомании становится ключевой проблемой в 21 века. Об этом свидетельствует и рост преступлений, связанных с незаконных оборотом наркотических средств.

Уже в истекшем периоде 2017 года судом Брестского района осуждено 4 человека за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

Так, 21.03.2017 судом Брестского района постановлен приговор в отношении 37 и 35 летних жителей города Бреста, которым было предъявлено обвинение в том, что они будучи ранее судимыми за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, действуя группой лиц, преследуя при этом единый умысел на незаконные, с целью сбыта приобретение, перевозку, хранение и последующий незаконный сбыт третьим лицам семян мака с примесью опасного наркотического средства - маковой соломы, распределив при этом роль и действия каждого таким образом, что один из них, находясь в городе Бресте, обладая информацией о лице, осуществляющим незаконный сбыт семян мака с примесью опасного наркотического средства - маковой соломы, посредством мобильной связи достиг предварительной договоренности с последним о встрече 21.10.2016 на территории г. Пинска с целью незаконного приобретения семян мака с примесью опасного наркотического средства - маковой соломы с целью сбыта, а вторым участником группы для удобства транспортировки и сокрытия опасного наркотического средства был предоставлен дорожный чемодан, после чего на автомобиле такси они прибыли в город Пинск, приобрели опасное наркотическое средство, с целью его дальнейшей реализации в городе Бресте, после чего, на обратном пути были задержаны.

Приговором суда, они признаны виновными в совершении незаконного с целью сбыта приобретении, хранении и перевозке наркотических средств, группой лиц, совершенное лицами, ранее судимыми за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

35-летнему жителю города Бреста приговором суда назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях особого режима с конфискацией имущества, 37 летнему жителю города Бреста назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии в условиях строгого режима.

Данная тема является особо актуальной еще и потому, что зачастую обвиняемые являются лицами не достигшими тридцати пяти лет, а зачастую встречаются и несовершеннолетние.

Именно поэтому пропаганда здорового образа жизни, активизация досуговой занятости детей и молодежи являются ключевыми механизмами в формировании активной жизненной позиции молодежи, направленной на устойчивое негативное отношение к употреблению наркотических средств. Однако невозможно решить проблему воздействую на нее лишь с одной стороны, необходимо взаимодействие между государственной политикой, приводимой в действие государственными органами, направленной на борьбу с данной проблемой современности, и гражданами, для которых ведется данная работа. Именно Ваши действия, Ваше отношение к проблеме, помогут в борьбе с «чумой» 21 века.

Помощник прокурора Брестского района

Юрист 1 класса

М.В. Ботанова

 


 

Некоторые вопросы профилактики преступности в сфере информационной безопасности, общественного порядка и нравственности среди несовершеннолетних.

 

В Республике Беларусь почти четверть всего населения составляют дети и молодежь.

Это и определяет особую значимость проводимой государством молодежной политики и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, предупреждением правонарушений в молодежной среде.

В окружающем молодежь мире происходят большие перемены - усиливаются процессы урбанизации, что влечет за собой отрыв от семьи и родных. Развитие средств связи и коммуникаций, включая глобальную компьютерную сеть Интернет, возможность общения со сверстниками из других стран способствуют быстрому распространению как позитивных, так и негативных явлений.

Преступность и безнадзорность среди несовершеннолетних не является новыми явлениями, возникшими в последние годы или десятилетия. В любом обществе были и есть молодые люди, поведение которых выходит за рамки закона. Безусловно, какие бы меры не принимало общество, полностью искоренить такое социальное явление, как преступность, невозможно. Однако основная задача государства - свести к минимуму причины и условия, способствовавшие совершению человеком противоправного проступка.

Профилактическая деятельность должна быть направлена прежде всего на организацию досуговой и иной занятости несовершеннолетних, индивидуальную профилактическую работу с подростками, состоящими на всех видах профилактического учета и контроля, на информирование несовершеннолетних, их родителей, опекунов о требованиях законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере.

Основная задача учреждений образования всех уровней и иных субъектов профилактики - формирование законопослушного поведения подростков и понимание ими ответственности за противоправные действия.

В то же время достижение устойчивого законопослушного поведения невозможно без активного взаимодействия в этой работе родителей,

специалистов в различных областях знаний - социальной педагогике, психологии, юриспруденции, медицине, иных социальных институтов современного общества.

Преступления против информационной безопасности с каждым днем приобретают все большую активность. Значительная часть подростков совершают данные преступления на почве игровой зависимости, в действительности не осознавая противоправность своих действий. Компьютерные игры обладают невероятной привлекательностью для подростков, дают почувствовать себя освободителями, мстителями, хозяином положения. Подросток быстро привыкает к этому, и уже сам начинает искать это превосходство и в реальном мире.

Систематический контакт с компьютером вызывает различный эффект у разных по психологическому типу людей. У личности с тонкой психикой, а также у несовершеннолетних, наиболее вероятно перерастание виртуально организованного пространства в реальность.

Зачастую именно подростки и взламывают электронную почту других людей, узнают оттуда пароли к анкетам в социальных сетях, пароли электронных кошельков, используют данные сведения в своих целях, да и просто читают личную переписку посторонних им людей.

Интернет-пользователям необходимо быть более внимательными, не пренебрегать безопасностью своих учётных данных, чтобы не попадать в неприятные ситуации.

Преступления, совершаемые на почве игровой компьютерной зависимости, представляют особый интерес по субъективному фактору. Порой желание воплощения виртуального мира в реальный переходит границы дозволенного, что влечет за собой причинения не только материального ущерба третьим лицам, но порою вреда жизни и здоровью.

Статистика свидетельствует, что ежегодно увеличивается рост преступлений, связанных с использованием компьютерной техники.

При этом не следует забывать, что хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации влечет уголовную ответственность по ч.1 ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь и наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Необходимо также принять во внимание, что ответственность за хищение путем использования компьютерной техники наступает в соответствие с ч.1 ст. 27 Уголовного кодекса Республики Беларусь с 14 лет.

За 2 месяца 2017 г. на территории Брестской области в 1,7 раза увеличилось количество преступлений, связанных с распространением порнографических материалов. Выявлено уже 38 таких фактов.

Большинство уголовных дел возбуждено в связи с размещением порнографических материалов на своих страницах в социальных сетях. Основная категория лиц, совершивших такие преступления, - несовершеннолетние и молодежь до 29 лет, ранее с законом проблем не имевшие.

В ряде случаев по аналогичным фактам было отказано в возбуждении уголовного дела в связи за отсутствием в деянии состава преступления - недостижением лицами возраста, с которого наступает уголовная ответственность за совершение данных преступлений.

Многие подростки объясняют свой поступок желанием сделать личную страничку более популярной. Они даже не сразу осознают, что их действия являются уголовно наказуемыми.

Размещение там картинок или видеофайлов, содержащих сцены порнографического характера, влечет ответственность по части 2 статьи 343 Уголовного кодекса, предусматривающей единственный вид наказания - лишение свободы на срок от 2 до 4 лет. Еще более строгая ответственность предусмотрена за распространение в интернете порнографических материалов с изображением несовершеннолетнего - до 8 лет лишения свободы.

Предупреждение таких преступлений - задача не только правоохранительных органов. Эффективным способом профилактики данных видов преступлений будет распространение обозреваемой для широкого круга общественности правовой информации на данную тематику, а также гибкое и оперативное реагирование со стороны родителей и учреждений образования на проблемы, возникающие в подростковой и молодежной сфере.

 

Старший помощник прокурора Брестского района юрист 2 класса И.В. Марейко


 

«Берегите свою жизнь»

 

С каждым осенним днем проблема гибели и травмирования людей на темной дороге становится все актуальнее. По статистике, ежегодно около 40 % всех дорожно-транспортных происшествий в Беларуси совершаются в темное время суток. Так, из 277 пешеходов, погибших на дорогах страны в 2015 году, 222 получили смертельные травмы в темное время суток.

 

В 2016-м из 110 пешеходов 74 получили смертельные травмы с наступлением темноты. По статистике УГАИ МВД Республики Беларусь, в январе — октябре 2016 года на дорогах Республики в 296 ДТП погибли 14 (+40%) детей, 296 (-7,2%) получили ранения. 116 несовершеннолетних стали участниками ДТП в качестве пассажиров. Среди детей, получивших во всех ДТП смертельные травмы, 50 % составляют несовершеннолетние пассажиры. А впереди — самый сложный по риску наездов осенне-зимний период.

 

С каждым днем наступившей осени проблема гибели и травмирования людей в темное время суток на дороге становится все актуальнее. В связи с этим в очередной раз напоминаю, что пешеходы должны двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам и только при их отсутствии — по обочине. В случае невозможности движения по обочине — они размыты или заснежены — разрешено идти по краю проезжей части, но обязательно навстречу транспортным средствам. Это позволит увидеть приближающийся автомобиль и своевременно отреагировать на опасность. При этом в темное время суток, а также в условиях ограниченной видимости необходимо обязательно обозначить себя световозвращающими элементами.

 

Несмотря на многочисленные акции, проводимые как в нашем районе, так и во всей Республике, мы периодически слышим о гибели людей на дороге в темное время суток по причине отсутствия световозвращающего элемента. Может ли сохранить жизнь фликер и нужно ли его носить?

 

Фликер может сохранить твою жизнь и жизнь твоих близких, но только в том случае, если он будет виден и заметен водителю, а не закрыт складками одежды.

 

Световозвращатели позволяют пешеходу «светиться» в ближнем свете фар на расстоянии 130-140 метров, а при движении с дальним светом расстояние увеличивается до 400 метров. Так что у водителя появляется реальная возможность избежать наезда на человека.

 

Переходить дорогу необходимо чрезвычайно внимательно и только в установленных местах. На пешеходном переходе перед выходом на проезжую часть убедиться в безопасности. А это значит —

 

остановиться, посмотреть по сторонам, прекратить разговоры по телефону, отключить или снять наушники. Убедиться, что водители вас заметили и успели остановить транспортное средство.

 

В свою очередь, водители должны проявлять повышенное внимание при проезде пешеходных переходов и движении по трассам вблизи населенных пунктов. По Информации УГАИ МВД Республики Беларусь, ежедневно за отсутствие фликеров в Беларуси к административной ответственности привлекается 200-300 пешеходов.

 

Отказ пешеходов от использования световозвращающих элементов в условиях дождя и тумана, в темное время суток, пренебрежение элементарными правилами безопасного поведения, неожиданное появление на дороге, нахождение на проезжей части в состоянии опьянения приводят к трагическим последствиям.

 

Берегите свою жизнь и жизнь близких Вам людей, будьте бдительны и взаимовежливы на дорогах, позаботьтесь о своей безопасности.

 

М.В. Ботанова                      Помощник прокурора Брестского района,    юрист 1 класса

 

 


 

ПРОЕКТ СТАТЬИ

 

Изменения в законодательстве: расширен список преступлений, за которые уголовная ответственность наступает с 14 лет

 

Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с Уголовным Кодексом Республики Беларусь

Своей целью уголовная ответственность имеет исправление лица, совершившего преступление, и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и другими лицами.

По большинству статей Уголовного кодекса Республики Беларусь  уголовная ответственность наступает с  16 лет.

Правда, уголовный закон выделяет более двадцати преступлений, по которым к уголовной ответственности может быть привлечено лицо,  достигшее  14 лет. Раньше в этом списке среди прочего были убийство, изнасилование, кража, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов.

В настоящее время с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 5 января 2016 г. №   356-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь»  добавилось еще две статьи — хищение путем использования компьютерной техники (ст. 212 УК)  и уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы  (ст. 415 УК).

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует об увеличении в Республике Беларусь количества хищений путем использования компьютерной техники. При этом постоянно развивающиеся информационные технологии и совершенствующиеся возможности интернета создают предпосылки для роста числа соответствующих деяний, совершаемых несовершеннолетними, которые являются одними из наиболее активных пользователей электронных устройств,  сетевых ресурсов и глобальной компьютерной сети Интернет.

Внесенные изменения в Уголовный Кодекс Республики Беларусь данной части по сути унифицировали  разные нормы законодательства.

Дело в том, что за обычную кражу и раньше уголовная ответственность наступала с  4 лет. Но за то же самое преступление, совершенное с помощью компьютера (например, хищение денежных средств  с банковской карточки) — с 16 лет.

Обращаем Ваше внимание, что по  ст. 212 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусмотрено наказание до трех лет лишения свободы, за хищение в крупном размере — до 7 лет, в особо крупном — до 15 лет лишения свободы.

Изменения в Уголовный Кодекс начали действовать с 4 апреля 2016 г.

С этого момента  к уголовной ответственности с 14 лет начнут привлекать и несовершеннолетних, которые уклоняются от отбывания наказания в виде ограничения свободы. В правоприменительной практике подобные случаи неединичны.

Санкция ст. 415 Уголовного Кодекса предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет.

 

 

 

Уголовная ответственность с 14 лет предусмотрена в Беларуси за следующие преступления:

1) убийство;

2) причинение смерти по неосторожности;

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения;

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения;

5) изнасилование;

6) насильственные действия сексуального характера;

7) похищение человека;

8) кража;

9) грабеж;

10) разбой;

11) вымогательство;

12) угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна;

13) умышленное уничтожение либо повреждение имущества;

14) захват заложника;

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ;

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения;

17) хищение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

18) незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, совершенный с целью сбыта;

19) хулиганство;

20) заведомо ложное сообщение об опасности;

21) осквернение сооружений и порчу имущества;

22) побег из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, арестного дома или из-под стражи.

С 4 апреля 2016 г.  к этому перечню добавились:

1) хищение путем использования компьютерной техники;

2) уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы.

 

 

Старший помощник

 прокурора Брестского района

 юрист 2 класса  И.В. Марейко   

«Неподдающиеся»

В 2015 г. судом Брестского района с участием прокурора рассмотрено 5 дел о направлении несовершеннолетних в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания в специальные учебно-воспитательные и специальные лечебно-воспитательные учреждения, причем 2 решения о направлении в специальные учебно-воспитательные приняты в отношении девочек.

Особую обеспокоенность вызывает рост количества несовершеннолетних, чье поведение подводит их к черте кандидатов для помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения, специальные лечебно-воспитательные учреждения, поскольку в период с 2013 г. -2014 г. данная категория гражданских дел районным судом не рассматривалась.

В специальные лечебно-воспитательные учреждения помещаются несовершеннолетние, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в возрасте от 11 до 18 лет, которые имеют особенности психофизического развития, либо страдают заболеваниями, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь, либо состоят в порядке, установленном законодательством, на наркологическом учете.

Дела указанной категории рассматриваются в порядке особого производства с учетом особенностей, предусмотренных ГПК Республики Беларусь, с обязательным участием прокурора.

Основаниями к помещению несовершеннолетнего в специальное учреждение по решению суда согласно Закону Республики Беларусь от 31.05.2003 № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с изменениями и дополнениями (далее - Закон) являются:

1. в отношении несовершеннолетнего приняты решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо если вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния они был не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния;

2. в течение года несовершеннолетний три раза был привлечен к административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения, или мелкое хищение, или умышленное уничтожение либо повреждение имущества, или мелкое хулиганство, или распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения, или занятие проституцией, или заведомо ложное сообщение, или управление транспортным средством в состоянии опьянения, или управление транспортным средством без права управления этим средством и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь привлечен к административной ответственности за совершение одного из указанных в настоящем абзаце административных правонарушений и у него сформировалось нежелание вести правопослушный образ жизни;

3. в течение года несовершеннолетний три раза совершил деяния, содержащие признаки указанных выше административных правонарушений, но не достиг ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность, и после проведения индивидуальной профилактической работы вновь совершил одно из этих деяний и у него сформировалось нежелание вести законопослушный образ жизни.

Поскольку помещение несовершеннолетнего, у которого сформировалось устойчивое нежелание вести правопослушный образ жизни, в спецучреждение является крайней мерой, особое внимание родителей и педагогов хочется обратить на принятие всех мер, направленных на исправление поведения подростка, замеченного в антиобщественном поведении, и усиление контроля за его поведением со стороны родителей, особенно во внеурочное время и во время каникул.

 

Старший помощник

прокурора Брестского района

юрист 2 класса И.В. Марейко

 


 

Приоритеты в работе

 

 

Надзор за соблюдением законодательства о несовершеннолетних и молодежи является одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры Республики Беларусь.

По-прежнему остается острой проблема предупреждения преступности и правонарушений среди несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

Отмечая тенденцию сохранения уровня преступности несовершеннолетних в 2015 г. в сравнении с 2014 г. и активизацию работы со стороны субъектов профилактики в данном направлении, проводимые прокуратурой района проверки соблюдения Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 №200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» показывают отсутствие системного и комплексного похода к осуществлению профилактической работы со стороны субъектов профилактики и незаинтересованность родителей в правовом просвещении несовершеннолетних и контроле за времяпрепровождением детей, о чем свидетельствует увеличение количества внесенных прокурором района актов реагирования.

Так, в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи прокуратурой Брестского района проведен ряд проверок в учреждениях образования района, Брестском районном исполнительном комитете, КУМПП ЖКХ «Брестское ЖКХ» предприятиях района, по результатам которых подготовлены и внесены акты прокурорского реагирования: 8 представлений, в том числе 4 по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 17 предписаний, в том числе 6 предписаний, направленных на защиту прав в неблагополучных семьях; принесено 5 протестов; объявлено 44 официальных предупреждений, в том числе 26- по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних , 14- по профилактике пьянства и наркомании в молодежной среде, 22 лица привлечены к дисциплинарной ответственности по требованию прокурора в рамках проведения проверок соблюдения законодательства по предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних; 12 лиц по требованию прокурора привлечены к административной ответственности.

По результатам проведенных прокуратурой проверок и внесенных прокурора района предписаний 5 несовершеннолетних из 4 семей признаны находящимися в социально-опасном положении. С данными семьями соответствующими субъектами проводится работа по реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и преодолению показателей социально опасного положения.

Вместе с тем, хочется в очередной раз обратить внимание родителей на необходимость активного взаимодействия с учреждениями образования, в которых обучаются Ваши дети, для своевременного и комплексного принятия мер по предупреждению преступности и правонарушений среди несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

 

 

Старший помощник

прокурора Брестского района

юрист 2 класса И.В. Марейко

 


 

Правила поведения на железнодорожном транспорте.

Уважаемые ребята! Вы знаете, что мы с вами живем в век стремительного технического прогресса во всех областях деятельности человека. Техническое совершенствование Белорусской железной дороги также не стоит на месте, ее развитие позволило значительно повысить вес и скорость движения поездов. На некоторых участках железной дороги скорость поездов достигает до 140 км/ч. При больших объемах перевозок, высокой интенсивности и повышенных скоростях движения поездов железная дорога является зоной повышенной опасности.

Однако очень часто некоторые из вас, забывая об опасности, позволяют себе играть вблизи железнодорожных путей, станций, бросать снежки, камни и другие предметы в проходящие пассажирские поезда, подкладывать посторонние предметы на рельсы перед движущимся поездом, кататься на велосипедах, роликах, скейтах, санках и сноубордах.

Устраивая подвижные игры на территории объектов железнодорожного транспорта, вы подвергаете опасности не только свою жизнь, но жизнь и здоровье окружающих людей, локомотивной бригады и пассажиров, едущих в поезде.

Вы уверены, что услышав сигнал, поданный машинистом, успеете отойти в безопасное место. Увы, многие из вас за такую самоуверенность расплачиваются жизнью, а оставшиеся в живых получают тяжелейшие травмы, делающие их инвалидами.

ВСЕГО 11 «НЕ»  МОЖЕТ ПРЕДОТВРАТИТЬ ТРАВМАТИЗМ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ:

НЕ ходить по железнодорожным путям!

НЕ перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом (чтобы остановить поезд, идущий со скоростью 100-120 км/ч, требуется от 700 до 1000 метров тормозного пути!)

НЕ прыгать с платформ!

НЕ подлезать под платформу и подвижной состав!

НЕ играть вблизи железнодорожных путей!

НЕ кататься на кабинах и крышах поездов!

НЕ класть на пути посторонние предметы (это может привести к катастрофам)!

НЕ бросать камни в движущийся поезд (это приводит к увечью или смерти пассажира, который может оказаться так же и вашим родственником, одноклассником, другом или близким человеком!).

НЕ переходить железнодорожные пути в неустановленных местах.

НЕ пользоваться вблизи железнодорожного полотна наушниками и не разговаривать по сотовому телефону (при этом можно не услышать сигнала машиниста электропоезда)!

НЕ находиться в охранных зонах контактной сети, не набрасывать на провода контактной сети, опоры и приближать к ним посторонние предметы, а также не подниматься на опоры (напряжение в проводах контактно* составляет около 30 000 вольт, приближаться к ним на расстояние ближе метров опасно)!

Железная дорога не опасна для тех, кто соблюдает правила, к внимателен и осторожен, дисциплинирован в опасной зоне. А правила железнодорожного транспорта просты, надо просто их выполнять.

К сожалению, в прошлом году вследствие собственной неосторожности и игнорирование правил безопасности на железнодорожном транспорте травмированы трое несовершеннолетних:

04.04.2015 на станции Брест-Полесский в г.Бресте, поездом №6333 сообщением «Хотислав-Брест» травмирован несовершеннолетний учащийся одного из колледжей г.Бреста 1999 года рождения, который шел вдоль железнодорожных путей, слушая музыку через наушники и накинув на голову капюшон.

09.07.2015 на 637 километре перегона Пинск-Ясельда в г.Пинске Брестской области, поездом №6361 сообщением «Лунинец-Брест» травмирована несовершеннолетняя жительница г.Пинска 1997 года рождения, которая переходила пути по пешеходному переходу при работающей светозвуковой сигнализации, не услышала сигналы, подаваемые машинистом поезда из-за громкой музыки в наушниках.

16.08.2015 на 5 пути станции Оранчицы в Пружанском районе Брессткой области, при контакте с высоковольтной линией электропередач, электрическим током травмирована несовершеннолетняя учащаяся УО «Линовская средняя школа» 2001 года рождения, которая поднялась на вагон и, находясь там, пыталась сфотографироваться — сделать «селфи», при этом оказалась в непосредственной близости от высоковольтной линии электропередач.

Напоминаем вам, что нахождение на железнодорожных путях, переход их в не установленных местах, озорство, хулиганство и необдуманные поступки всегда связаны с риском и опасностью для жизни, во избежание чего вам необходимо строго соблюдать установленные на железной дороге правила безопасного поведения.

Следует помнить, что за проход по железнодорожным путям или нахождение на железнодорожных путях в неустановленном месте предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.5 ст.18.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, влекущая наложение штрафа. Административная ответственность за совершение данного правонарушения наступает с 14 лет.

Кроме того, за материальный вред, причиненный несовершеннолетним не достигшим 14 лет, отвечают его родители, усыновители или опекун. Если такой вред причинен несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, то он самостоятельно несет ответственность, а в случае отсутствия у него доходов или иного имущества вред должен быть возмещен его родителями, усыновителями или попечителями.

Брестская транспортная прокуратура

свернуть