Учительская

Суицид

РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ

Что можно сделать для того, чтобы помочь

I. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. Ваше знание ее принципов и стремление обладать этой информацией может спасти чью-то жизнь. Делясь ими с другими, вы способны разрушить мифы и заблуждения, из-за которых не предотвращаются многие суициды.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным. Чем больше будет людей, осознающих эти предостережения, тем значительнее шансы исчезновения самоубийства из перечня основных причин смерти.

2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Иногда соблазнительно отрицать возможность того, что кто-либо может удержать человека от суицида. Именно поэтому тысячи людей - всех возрастов, рас и социальных групп - совершают самоубийства. Не позволяйте другим вводить вас в заблуждение относительно несерьезности конкретной суицидальной ситуации. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Не существует всеохватывающих ответов на такую серьезную проблему, какой является самоубийство. Но вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

Вместо того, чтобы страдать от самоосуждения и других переживаний, тревожная личность должна постараться понять свои чувства. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

У вас может появиться растерянность, обида или гнев, если человек не ответит немедленно на ваши мысли и потребности. Понимание, что у того, о ком вы заботитесь, существует суицидальная настроенность, обычно вызывает у помощника боязнь отвержения, нежеланности, бессилия или ненужности. Несмотря на это, помните, что этому человеку трудно сосредоточиться на чем-то, кроме своей безысходности. Он хочет избавиться от боли, но не может найти исцеляющего выхода. Если кто-то признается вам, что думает о самоубийстве, не осуждайте его за эти высказывания. Постарайтесь по возможности остаться спокойным и понимающим. Вы можете сказать: «Я очень ценю твою откровенность, ведь для того, чтобы поделиться своими чувствами, сейчас от тебя требуется много мужества». Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.

Нужно развивать в себе искусство «слушать третьим ухом». Под этим подразумевается проникновение в то, что «высказывается» невербально: поведением, аппетитом, настроением и мимикой, движениями, нарушениями сна, готовностью к импульсивным поступкам в острой кризисной ситуации. Несмотря на то, что основные предвестники самоубийства часто завуалированы, тем не менее, они могут быть распознаны восприимчивым слушателем.

5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.

Можно встретить часто и другое знакомое замечание: «Ты понимаешь, какие несчастья и позор ты навлечешь на свою семью?» Но, возможно, за ним скрывается именно та мысль, которую желает осуществить суицидент. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», - то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», - то вам, скорее всего, не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса.

Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?» Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было; наоборот, когда он думает о самоубийстве и, наконец, находит кого-то, кому небезразличны его переживания, и кто согласен обсудить эту запретную тему, то он часто чувствует облегчение, и ему дается возможность понять свои чувства и достичь катарсиса.

Следует спокойно и доходчиво спросить о тревожащей ситуации, например: «С каких пор ты считаешь свою жизнь столь безнадежной? Kaк ты думаешь, почему у тебя появились эти чувства? Есть ли у тебя конкретные соображения о том, каким образом покончить с собой? Если ты раньше размышлял о самоубийстве, что тебя останавливало?» Чтобы помочь суициденту разобраться в своих мыслях, можно иногда перефразировать, повторить наиболее существенные его ответы: «Иными словами, ты говоришь...» Ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека, который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти.

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Одним из важных механизмов психологической защиты является рационализация. После того, что вы услышали от кого-то о суицидальной угрозе, у вас может возникнуть желание сказать: «Нет, ты так на самом деле не думаешь!». Для этих умозаключений зачастую нет никаких оснований за исключением вашей личной тревоги.

Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вы не проявите заинтересованности и отзывчивости, то депрессивный подросток может посчитать суждение типа: «Ты на самом деле так не думаешь», — как проявление отвержения и недоверия. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями как раз тогда, когда он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.

8. Предложите конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль принесет твоя смерть близким», - попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, еще не приходили ему в голову.

Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Потенциального самоубийцу следует подтолкнуть к тому, чтобы он идентифицировал проблему и, как можно точнее определил, что ее усугубляет.

Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить. Если человек все же не решается проявить свои сокровенные чувства, то, возможно, вам удастся навести на ответ, заметив: «Мне кажется, тыочень расстроен», — или: «По моему мнению, ты сейчас заплачешь». Имеет смысл также сказать: «Ты все-таки взволнован. Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя».

Актуальная психотравмирующая ситуация может возникнуть из-за распада взаимоотношений с родителями, педагогами или друзьями. Человек может страдать от неразрешившегося горя или какой-либо соматической болезни. Поэтому следует принимать во внимание все его чувства и беды.

Постарайтесь выяснить, что остается, тем не менее, позитивно значимым для ребенка. Что он еще ценит. Отметьте признаки эмоционального оживления, когда речь зайдет о «самом лучшем» времени в жизни, особенно следите за его глазами. Что из имеющего для него значимость достижимо? Кто те люди, которые продолжают его волновать? И теперь, когда жизненная ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо альтернатив? Не появился ли луч надежды?

9. Вселяйте надежду. Работа со склонными к саморазрушению депрессивными подростками является серьезной и ответственной. Психотерапевты давно пришли к выводу, что очень ценным является сосредоточение на том, что они говорят или чувствуют. Когда беспокоящие скрытые мысли выходят на поверхность, беды кажутся менее фатальными и более разрешимыми. Терзаемый тревогой человек может прийти к мысли: «Я так и не знаю, как разрешить эту ситуацию. Но теперь, когда ясны мои затруднения, я вижу, что, быть может, еще есть какая-то надежда».

Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если подростки утрачивают последние капли оптимизма, а их близкие каким-то образом подтверждают тщетность надежд. Очень важно, если вы укрепите силы и возможности человека, внушите ему, что кризисные проблемы обычно преходящи, а самоубийство не бесповоротно.

10. Оцените степень риска самоубийства. Постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства. Ведь намерения могут различаться, начиная с мимолетных, расплывчатых мыслей о такой «возможности» и кончая разработанным планом суицида путем отравления, прыжка с высоты, использования огнестрельного оружия или веревки. Очень важно выявить и другие факторы, такие, как алкоголизм, употребление наркотиков, степень эмоциональных нарушений и дезорганизации поведения, чувство безнадежности и беспомощности. Неоспоримым фактом является то, что чем более разработан метод самоубийства, тем выше его потенциальный риск. Очень мало сомнений в серьезности ситуации остается, например, если депрессивный подросток, не скрывая, дарит кому-то свой любимый магнитофон, с которым он ни за что бы не расстался. В этом случае лекарства, оружие или ножи следует убрать подальше.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь. Возможно, придется позвонить на станцию скорой помощи или обратиться в поликлинику. Помните, что поддержка накладывает на вас определенную ответственность.

Для того, чтобы показать человеку, что окружающие заботятся о нем, и создать чувство жизненной перспективы, вы можете заключить с ним так называемый суицидальный контракт - попросить об обещании связаться с вами перед тем, как он решится на суицидальные действия в будущем для того, чтобы вы еще раз смогли обсудить возможные альтернативы поведения. Как это ни странно, такое соглашение может оказаться весьма эффективным.

12. Обратитесь за помощью к специалистам. Суициденты имеют суженное поле зрения, своеобразное туннельное сознание. Их разум не в состоянии восстановить полную картину того, как следует разрешать непереносимые проблемы. Первая просьба часто состоит в том, чтобы им была предоставлена помощь. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности.

Для испытывающих суицидальные тенденции возможным помощником может оказаться священник. Многие священнослужители являются превосходными консультантами — понимающими, чуткими и достойными доверия. Но есть среди них и такие, которые не подготовлены к кризисному вмешательству. Морализированием и поучающими банальностями они могут подтолкнуть прихожанина к большей изоляции и самообвинениям. Необходимо предложить подростку обратиться за помощью к священнослужителю, но ни в коем случае не настаивать, если подросток откажется.

Ни в коем случае при суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров или клинических психологов. В противоположность общепринятому мнению психиатрическая помощь не является роскошью богатых. В настоящее время существуют как частные, так и государственные учреждения, которые предоставляют различные виды помощи. Благодаря своим знаниям, умениям и психотерапевтическому влиянию эти специалисты обладают уникальными способностями понимать сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

Во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги. Если депрессивный подросток не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов, то еще одним методом лечения является семейная терапия. В этом случае об отчаявшемся не говорят «пациент». Все члены семьи получают поддержку, высказывают свои намерения и огорчения, конструктивно вырабатывая более комфортный стиль совместной жизни. Наряду с конструктивным снятием эмоционального дискомфорта при семейной терапии могут быть произведены персональные изменения в окружении.

Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу. Промедление может быть опасным; госпитализация может принести облегчение, как больному, так и семье. Тем не менее, больницы, конечно, не являются панацеей. Самоубийство может быть совершено, если больному разрешат навестить домашних, вскоре после выписки из больницы или непосредственно во время лечения. Исследования показали, что существенным является то, как суициденты воспринимают ситуацию помещения их в больницу. Не рассматривают ли они больницу как «тюрьму», в которую заточены? Установлено, что те, кто негативно относится к лечению в психиатрическом стационаре, обладают наивысшим суицидальным риском при поступлении и выписке из больницы.

Кроме того, известно, что наиболее склонные к саморазрушению относятся к своему кризису очень личностно, а не как к какому-то расплывчатому состоянию. Они реагируют на актуальные проблемы яростными, гневными поступками, направленными на значимых людей, а потом в качестве расплаты переносят неистовство на себя. Из-за длительных неудач в налаживании контактов они смотрят на семьи, как на негативных «других». После выписки из больницы имеющие высокий суицидальный риск очень плохо приспосабливаются к жизни в окружении. Некоторые из них в дальнейшем кончают с собой, другие повторяют суицидальные попытки, в результате чего вновь попадают в больницу.

13. Важность сохранения заботы и поддержки. Если критическая ситуация и миновала, то педагоги или семьи не могут позволить себе расслабиться. Самое худшее может не быть позади. За улучшение часто принимают повышение психической активности больного. Бывает так, что накануне самоубийства депрессивные люди бросаются в водоворот деятельности. Они просят прощения у всех, кого обидели. Видя это, вы облегченно вздыхаете и ослабляете бдительность. Но эти поступки могут свидетельствовать о решении рассчитаться со всеми долгами и обязательствами, после чего можно покончить с собой. И, действительно, половина суицидентов совершает самоубийство не позже, чем через три месяца после начала психологического кризиса.

Иногда в суматохе жизни окружающие забывают о подростках, совершивших суицидальные попытки. По иронии судьбы к ним многие относятся, как к неумехам и неудачникам. Часто они сталкиваются с двойным презрением: с одной стороны, они «ненормальные», так как хотят умереть, а с другой — они столь «некомпетентны», что и этого не могут сделать качественно. Они испытывают большие трудности в поисках принятия и сочувствия семьи и общества.

Эмоциональные проблемы, приводящие к суициду, редко разрешаются полностью, даже когда кажется, что худшее позади. Поэтому никогда не следует обещать полной конфиденциальности. Оказание помощи не означает, что необходимо соблюдать полное молчание. Как правило, подавая сигналы возможного самоубийства, отчаявшийся человек просит о помощи. И, несомненно, ситуация не разрешится до тех пор, пока суицидальный человек не адаптируется в жизни. 

РАЗГОВОР О ТОМ, О ЧЁМ НЕ ГОВОРЯТ ВСЛУХ ИЛИ ЧТО НЕОБХОДИМО ПОНИМАТЬ О СУИЦИДЕ

 

Что нужно знать о суициде?

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя.

Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Сейчас ты получишь информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

 

Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?

Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял  попытку  уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не принято говорить с родителями, учителями или друзьями.

Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил  суицидальную   попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: “Зачем ей было умирать?” или “Зачем ему было так поступать со своей семьей?”

Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: “Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?” Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Откуда мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид в прошлом году, умирать вовсе не хотели? А если они не хотели умирать, то почему умерли?

Большей частью молодые люди совершают  суицидальную   попытку  у себя дома между четырьмя часами пополудни и полностью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.

А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем, что на самом деле умирать им не хотелось? Наверняка мы знать этого не можем, однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали.

Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.

Для того чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии.

 

Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

1. Нам нужно, чтобы нас любили.

2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

На наше  поведение  оказывают воздействие два основных принципа:

1. Наше  поведение  зависит от того, как мы к себе относимся.

2. Поведение  каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”.

 

Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни. Ты увидишь так же, как дружеские забота и ласка умеют обнадеживать, гнать от себя мысли о самоубийстве.

Потребность любви. Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:

– потребность быть любимым;

– потребность любить;

– потребность быть частью чего-то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми.

Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце. Как ты думаешь, что для них в это нелегкое время самое главное? Ты угадал – Друг.

Подумай сам. Предположим, ты задумал совершить самоубийство, потому что “тебя никто не любит”, и вдруг ты начинаешь ощущать чью -то ласку, заботу, с тобой говорят, тебя слушают – и у тебя появляется проблеск надежды. Если же тебя преследуют мысли о смерти, потому что ты сам никого не любишь, то теплые чувства по отношению к тебе могут оказаться заразительными: под их воздействием может растаять и твое холодное сердце. Если же ты хочешь покончить с собой, потому что чувствуешь, что никуда “не вписываешься”, бывает достаточно всего одного дружеского рукопожатия, чтобы ощутить, что ты занял место в сердце хотя бы одного человека. Заботливый и ласковый друг способен отговорить тебя от самоубийства, ибо он удовлетворяет твою потребность в любви, потребность, столь свойственную каждому из нас. Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова.

Окружение – это то место, где ты находишься “в окружении” других. Такие “окружений” у тебя несколько: дом, школа, двор. Находясь в компании своих друзей, ты пребываешь в окружении сверстников. В принципе “Окружений” может быть еще больше, например: работа, церковь или баскетбольная площадка. В каждом из таких мест ты взаимодействуешь, контактируешь с другими. Разговариваешь, смеешься, споришь. А иногда просто молчишь.

Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам.

На чем основывается наша самооценка?

– Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.

– Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.

Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств:

-                  твои родители тебя хвалят;

-                  ты завалил экзамен;

-                  твои друзья “за тебя горой”;

-                  учитель физкультуры кричит на тебя;

-                  ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе;

-                  кто-то назвал тебя “психом”;

-                  тебя избрали в совет класса;

-                  ты подвел приятеля.

 

Знай, ты не один и всегда есть куда обратиться. Жизненный опыт показывает, что неразрешимых ситуаций в жизни нет!

Spase

ТАКТИКА ОБНАРУЖЕНИЯ И ТИПИЧНЫЕ МЕСТА СОКРЫТИЯ НАРКОСОДЕРЖАЩИХ РАСТЕНИЙ И НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

 

Типичными местами, в которых могут быть обнаружены наркосодержащие растения, наркотические средства и психотропные вещества, являются:

  • поля, пустыри, окраины городов и населенных пунктов, приусадебные участки, участки заброшенных частных владений, построек, просеки, опушки леса (для дикорастущих, незаконно выращиваемых растений и грибов);
  • домовладения, тайники (почтовые ящики, ниши электрощитов, мусорные баки и др.), квартиры-притоны, автотранспорт, клубы и дискотеки (в основном – туалетные комнаты), одежда, ручная кладь, руки, сжатые в кулак, полость рта (для наркотических средств и психотропных веществ).

 

Места сокрытия

Одежда: потайные карманы, головной убор, носки, стельки обуви, нижнее белье и др.

Разовые порции наркотиков («чеки» и т.п.) имеют небольшие и даже миниатюрные размеры (например, маленький полиэтиленовый кулечек, туго связанный нитью; марлевая ткань или бинт, пропитанные опием).

Места проживания: могут быть оборудованы тайники. Для их обнаружения необходимо обращать внимание на бросающиеся в глаза различия в обстановке, например, следы свежей штукатурки, побелки, окраски стен, наличие свеженаклеенных обоев и т.п., что может свидетельствовать о тайниках.

Также следует обращать внимание на:

  • бытовую посуду (могут остаться следы наркотиков в виде засохших светло-коричневых или темно-коричневых пятен), а также наличие аптечной посуды;
  • верхнюю одежду (на рукавах могут оставаться следы, в карманах – остатки растительных наркотиков);
  • почву в вазонах с цветами на подоконниках и балконе;
  • следы крови и иные объекты биологического происхождения;
  • запаховые следы (при курении гашиша и марихуаны, а также изготовлении опия остается специфический запах);
  • частицы растений (конопли, мака и пр.);
  • наличие растворителей;
  • предположительно поддельные рецепты и различные медицинские документы;
  • лекарства, возможно содержащие наркотик;
  • сельхозинвентарь, на котором могут быть остатки запрещенных к возделыванию растений;
  • весы и иные средства измерения малых масс и объемов, которые могли быть использованы для взвешивания или измерения объема наркотика;
  • мусорные ведра и баки, куда наркоманы зачастую выбрасывают посуду из-под растворителей или реактивов, остатки наркосодержащих растений, тару из-под использованных для изготовления наркотиков лекарственных средств, шприцы, иглы и другие предметы.

Средства для употребления наркотиков (шприцы, иглы, кальяны, сигареты, пипетки, специально изготовленные приспособления для курения смесей со следами нагара и т.п.) также могут свидетельствовать о наличии самих наркотиков.

Предметы и вещи: сигареты (следует учитывать, что часто наркоманы смешивают наркотик с табаком и засыпают полученную смесь обратно в сигареты),
пачки из-под сигарет, сотовые телефоны, фонарики, зажигалки, упаковки из-под лекарств и т.д. Следует помнить, что вещи и предметы часто служат в качестве «передвижного укрытия» при переноске или транспортировке наркотических средств. С целью нейтрализации запаха известны также случаи заливки наркотиков воском, жиром, шоколадом, кремом. Наркотики также могут находиться в продуктах питания – в хлебе, тортах и других кондитерских изделиях.

Наиболее типичными местами распространения наркотиков являются:

дискотеки, клубы, бары, дворы домов, остановки общественного транспорта, магазины, рынки, личный автотранспорт и др., в том числе учебные заведения.

Наиболее типичными местами потребления наркотиков являются:

дискотеки, клубы, бары, парки, подъезды домов, лестничные площадки (особенно на последних этажах), квартиры-притоны, личный автотранспорт и др., в том числе учебные заведения.

 

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ

 

Обязательно следует учитывать, что приведенные признаки даже в совокупности могут быть не связаны с потреблением наркотиков. Их необходимо оценивать в контексте конкретной ситуации и конкретной личности.

 

Внешние признаки наркопотребления независимо

от вида наркотика

Внешний вид и поведение правонарушителя не соответствуют окружающей обстановке, в той или иной мере напоминают состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию;

Глаза: не реагирующие на свет; покрасневшие; неестественный блеск; сильное сужение или расширение зрачков; непроизвольные движения глаз или век;

Изменение кожных покровов: бледность лица и всей кожи или чрезмерное покраснение лица и верхней части туловища; наличие гнойничков на коже.

Изменение речи, которая становится несвойственной данному человеку: ускорена, подчеркнуто выразительна, непоследовательна, с перескакиванием с темы на тему или же замедлена, невнятна и нечетка («каша во рту»), осиплость голоса; используется жаргон наркоманов.

Изменения во внешности: ношение рубашек с длинным рукавом в жаркую погоду с целью скрыть следы от инъекций на руках; ношение темных очков, чтобы скрыть расширенные или суженные зрачки.

Изменение настроения: явно не соответствующие конкретной ситуации апатия (безразличие), подавленность, сонливость, благодушие или беспричинное веселье, смешливость, потребность много говорить, которые могут перейти в раздражительность, озлобленность, агрессивность, резкие немотивированные перепады настроения из одной крайности в другую.

Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации).

Нарушение координации движений: нарушение четкости и последовательности действий, пошатывание и неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушение почерка; сложности в выполнении заданий, требующих концентрации внимания или координации движений.

Изменение жидкостного обмена: повышенные потливость, слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ.

Нехарактерные запахи изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя).

Изменения телосложения: резкое похудение, потеря аппетита или чрезмерное потребление пищи, расстройства пищеварения.

Изменение сознания: нарушение, помрачение.

Беседы о СПИДе

БЕСЕДЫ О СПИДЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ     РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО   ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ    РАБОТЫ

по проблемам СПИДа с молодежью

 ВВЕДЕНИЕ

Материал, содержащийся в данном пособии, предназначен для тех, кто работает с молодежью от 14 лет и старше.

Пособие составлено с целью:

-  дать достоверную информацию о ВИЧ-инфекции и СПИДе, способах предупреждения заражения и распространения заболевания;

-  дать рекомендации по планированию и проведению эффективного обучения молодежи, направленного на формирование здорового образа жизни;

 - привести варианты занятий для молодежной аудитории по формированию навыков сохранения сексуального здоровья и профилактики ВИЧ-инфекции и заболеваний, передающихся при сексуальных контактах;

-  помочь справиться с тревогами и сомнениями, связанными с сексуальной жизнью.

 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВИЧ/СПИДе

           В этой главе:

1. Основные факты о ВИЧ/СПИДе.

2. Глобальный характер эпидемии ВИЧ.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПИДе

ЧТО ТАКОЕ СПИД?

СПИД расшифровывается следующим образом:

Синдром Приобретенного Иммуно Дефицита,

СПИД — это аббревиатура заболевания, которая расшифровывается как синдром (ряд признаков и симптомов, отличающих отдельное заболевание и состояние) приобретенного (то есть не врожденного, а переданного от человека к человеку, в том числе от матери ребенку) иммунного (относящегося к иммунной системе человека, которая обеспечивает защиту от болезнетворных бактерий) дефицит (недостаток противодействия иммунной системы болезням).

ЧЕМ ВЫЗЫВАЕТСЯ СПИД?

К неизбежному развитию СПИДа приводит заражение человека ВИЧ — вирусом иммунодефицита человека. Люди, инфицированные ВИЧ, могут выглядеть и чувствовать себя здоровыми в течение ряда лет, пока не разовьются симптомы СПИДа. На сегодняшний день не разработана вакцина для профилактики заражения ВИЧ. Также не существует средства лечения, если произошло заражение.

ВИЧ означает:

Вирус Иммунодефицита Человека

СПИД — инфекционное заболевание, вызывающее проблему во всемирном масштабе. При попадании в организм человека ВИЧ поражает иммунную систему, одной из функций которого является защита нас от инфекций. Разрушив часть иммунной системы, ВИЧ делает наш организм неспособным противостоять не только внешним инфекциям, но и «условнопатогенным» инфекционным агентам (бактериям, грибкам и др.), которые в норме существуют в нашем организме и не вызывают заболевания. По мере ослабления иммунной системы развиваются заболевания, бороться с которыми организм не в силах.

Многие больные СПИДом страдают особой формой воспаления легких, называемой пневмоцистной пневмонией. У других часто наблюдается развитие туберкулеза. Одним из типичных проявлений СПИДа во всем мире является саркома Капоши — злокачественная опухоль кожи и сосудов. ВИЧ может также поражать нервную систему.

Промежуток времени между инфицированием ВИЧ и развитием заболевания может быть различен. До 40% инфицированных заболеют СПИДом через 12 — 13 лет после заражения. До этого времени у человека нет видимых признаков ВИЧ-инфекции: люди могут выглядеть и чувствовать себя здоровыми и не знать о том, что инфицированы. Вирус передается со спермой, кровью и влагалищными выделениями женщины; таким образом, те люди, которые не знают, что они заражены, могу передавать вирус другим. Если человек заразился ВИЧ, он (она) остается зараженным на всю жизнь

О людях, инфицированных ВИЧ, говорят, что они «серопозитивны», «ВИЧ-позитивны» или что в их организме произошла «сероконверсия». Они могут выглядеть и чувствовать себя здоровыми либо иметь припухшие лимфоузлы, терять в весе, отмечать чрезмерную потливость, иметь длительный понос и ряд других проявлений банальных инфекционных заболеваний, которые могут затягиваться до З-,х месяцев и более. На основании этих симптомов нельзя сказать, что человек болен СПИДом, так как вышеперечисленные симптомы являются общими для многих заболеваний.

Со временем вирус разрушает иммунную систему до такой степени, что инфицированный человек тяжело заболевает. Больной может иметь все или некоторые из перечисленных выше симптомов.

КАКИЕ МЕРЫ ПРИНИМАЮТСЯ ДЛЯ БОРЬБЫ С ЭПИДЕМИЕЙ СПИДа?

В настоящее время не разработано средство лечения СПИДа, как и вакцина для профилактики заражения вирусом. Тем не менее, СПИД можно предупредить. Обучение населения приемам профилактики заражения может сыграть на данном этапе едва ли не решающую роль. Вместе с этим, реализация проектов помощи и поддержки лиц, инфицированных ВИЧ и больных СПИдом, контроль за донорской кровью, учет особенностей распространения эпидемии также помогают решать уже существующие проблемы и планировать будущее.

Всемирная организация здравоохранения, начиная с 1986 года, обеспечивает практическую координацию мер по борьбе со СПИДом на национальном и международном уровне. Глобальная программа ВОЗ по СПИДУ действует в 150 странах; в большинстве стран созданы национальные программы по СПИДУ для координации действий и поддержки всех, кто работает в этой области. Сюда входят как государственные службы, так и различные неправительственные организации, банки

донорской крови, частные лица, представители средств массовой информации и т. д. Глобальной программой ВОЗ признана жизненная необходимость такого сотрудничества для успеха любых мероприятий по профилактике и борьбе со СПИДом.

 

КТО И КАК БОЛЕЕТ СПИДом?

 

Реакция людей на появление угрожающего их жизни заболевания зависит от обстановки, в которой они воспитывались, уровня культуры, образованности, жизненного опыта. Но вот кто-то узнает, что он заразился ВИЧ-инфекцией. Как справиться с, казалось бы, безвыходным положением? Кому сообщить об этом и как? Как быть с семьей или сексуальными партнерами? Как сделать так, чтобы тайна диагноза сохранялась? Круг вопросов можно продолжить. Опыт многих стран, вплотную

столкнувшихся не только с медицинскими, но, главным образом, с социально- правовыми, моральными и этическими последствиями проблемы СПИДа, показывает, что там, где общество ориентировано на отношение к больному СПИДом как к обычному больному, а не изгою, он получает максимум внимания и заботы со стороны друзей, семьи, сослуживцев и т. д. Почувствовав доброе к себе отношение, больной СПИДом, по крайней мере, избавится от страха быть «вычеркнутым» из жизни общества. Такие люди, как показывает опыт, дольше зовут, легче переносят частые обострения

заболевания, проявляют больше желания быть чем-то полезными обществу, зачастую остаток жизни посвящая просветительской работе, а также оказанию помощи таким, как они, больным СПИДом.

СПИД: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

ОТКУДА ПРИШЕЛ СПИД?

Этот вопрос часто задают. СПИД является результатом инфицирования человека ВИЧ — вирусом иммунодефицита человека. Несмотря на то, что многие рассуждают о географическом происхождении  вируса, маловероятно, что мы когда-нибудь узнаем, откуда он появился. Одно можно сказать с уверенностью — это то, что он не является творением рук человека. Нам известны случаи, когда вирусы видоизменяются и превращаются из безвредных в опасные для здоровья. Возможно, подобное случилось с ВИЧ до того, как он начал быстро распространяться. Возможно, что ВИЧ циркулировал некоторое время в изолированных группах людей до того, как началась эпидемия. Перемещение людей привели к изменению поведения людей, в особенности сексуальных привычек. Это, вероятно, явилось одной из причин такого быстрого распространения вируса, «вышедшего» из изолированных групп людей, в общую массу населения.

КАК ВИЧ ПОРАЖАЕТ HMMYHEO'Ю СИСТЕМУ ЧЕЛОВЕКА?

Иммунная система нашего организма представлена белыми клетками крови (лимфоцитами), которые распознают чужеродные вещества или микроорганизмы, проникающие в наш организм, при этом заменяя их. При повторном попадании в наш организм этих чужеродных субстанций белые клетки крови способны их распознать, блокировать их разрушительное действие или уничтожить.

Поражение иммунной системы вирус начинает с разрушения белых кровяных клеток. Со временем организм теряет способность противостоять обычным инфекциям, возбудители которых постоянно живут как внутри нашего организма, так и на его кожных покровах. Большинство больных СПИДом умирает именно от этих инфекций.

КАК ЧЕЛОВЕК ЗАРАЖАЕТСЯ ВИЧ?

Хотя СПИД был впервые обнаружен у различных групп людей в разных странах, передача ВИЧ всегда происходила тремя основными путями:

-  ВИЧ передается от одного человека к другому через сексуальный контакт, когда в организм попадает сперма или влагалищные секреции зараженного партнера;

-  он передается через зараженную кровь или кровепродукты;

- ВИЧ-положительная мать может передать ВИЧ ребенку во время беременности, родов или  при грудном вскармливании.

Незащищенный сексуальный контакт.

При незащищенном (без презерватива) сексуальном контакте с ВИЧ-инфицированным партнером ВИЧ может попасть в кровоток незараженного человека через половые органы или анус.

ВИЧ может передаваться от мужчины женщине, от женщины мужчине, от мужчины мужчине. Как вагинальный, так и анальный сексуальный контакт может привести к передаче ВИЧ. Анальный секс связан с наибольшим риском, поскольку он более травматичен.

   

  Мы должны принимать и учиться  как от тех, кто был до нас, так и от современников наших.  Даже величайший гений недалеко ушел бы, если бы он захотел брать всё из своего внутреннего мира.   

                                                И.В. Гёте