Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-предметника

Взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-предметника при обучении детей с ОПФР в условиях интеграции

 

…Детям будет приятнее учиться в школе,

если учителя будут приветливы и ласковы,

будут располагать к себе обращением,

отеческим расположением, манерами,

словами, совместными делами без превосходства,

если будут относиться к ученикам с любовью.

Я.А. Коменский

 

Впервые интегрированное обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития было организовано в нашей школе в 2007 году, когда был открыт один интегрированный класс неполной наполняемости. С тех пор каждый учебный год знаменуется для нас тем, что в школе открываются новые классы интегрированного обучения и воспитания, в которых обучаются дети с особенностями психофизического развития по различным образовательным программам специального образования. В 2010 году наша школа была определена как опорное учреждение образования по осуществлению интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в Брестском районе. Немаловажную роль в этом сыграло то, что весь педагогический коллектив школы во главе с администрацией придают огромное значение  реализации принципов образовательной интеграции детей с особенностями психофизического развития, создания для них максимально комфортных условий, индивидуализировано подходят к каждому «особенному» ребёнку.

Я считаю, что огромную роль в обучении детей с особенностями играют межличностные отношения участников образовательного процесса. Не каждый человек, будь это ребенок или взрослый, может с пониманием отнестись к «особенным» детям. Мы, учителя-дефектологи, являемся помощниками таким детям, посредниками между ними и другими участниками образовательного процесса. Основную задачу учителя-дефектолога, работающего в классе интегрированного обучения и воспитания, я вижу не только в том, чтобы непосредственно осуществлять коррекционно-педагогическую работу с ребёнком, но и в том, чтобы помочь другим педагогам, работающим в классе интегрированного обучения и не имеющим специального образования, умело и грамотно спланировать, организовать и осуществить работу с «особенным» ребёнком. С этой целью учителя-дефектологи  систематически консультируют  педагогический коллектив по применению образовательных технологий в специальном образовании. 

И особое значение взаимодействие дефектолога и педагогов-предметников приобретает при обучении детей с особенностями психофизического развития на второй ступени общего среднего образования. Ведь сущность интегрированного обучения заключается не в том, чтобы посадить в одном классе детей с разными образовательными запросами. Интегрированное обучение – это сложный процесс, который требует перестройки сложившего стереотипа привычной школьной жизни. И далеко не каждый учитель-предметник без посторонней помощи сможет самостоятельно спланировать и организовать учебную деятельность учащихся интегрированного класса таким образом, чтобы в уроке участвовали, а не просто присутствовали все ученики, а не только учащиеся по образовательной программе общего среднего образования. Здесь на помощь педагогу может и должен прийти учитель-дефектолог.

Находясь в постоянном поиске новых форм и методов обучения, мы, учителя-дефектологи Брестского района пришли к выводу, что взаимное посещение уроков, положительно влияет на   обмен опытом работы учителей-предметников и учителя-дефектолога. Проводя совместные уроки, учитель-дефектолог и учитель-предметник  увеличивают возможность адаптировать программный материал и создать ребенку ситуацию «успеха», тем самым повышая его авторитет в классном коллективе.

 Опыт подсказывает, что совместная работа учителя-дефектолога и учителя-предметника эффективна тогда, когда она ориентирована на индивидуальность ребенка. А влияние на семью, на родителей ребенка, является самой важной целью, так как семья – исток, начало всех взглядов. Именно в семье происходит развитие ребенка. В школе это формирование лишь корректируется. Родители и учителя являются авторитетами на первом этапе жизни ребёнка. Мыслитель Сюньцзы говорил: «Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю».

 Также одной из самых важных целей союза учителя-дефектолога и учителя-предметника является способность заинтересовать ребенка. Деятельность учителя-предметника, при проведении различных видов занятий, направлена на то, чтобы мотивировать ребенка к получению новых знаний. Учитель-дефектолог стимулирует этот интерес, предлагая различные формы и проведения уроков, педагогические приёмы, эффективные для каждого конкретного особенного ребёнка. Например, учитель-дефектолог может подсказать педагогу-предметнику в какой форме (визуально, аудиально) эффективнее предлагать новую учебную информацию, какова может быть максимальная нагрузка для учащегося, как составить карточки-схемы, карточки-опоры для данного конкретного учащегося.

В условиях интегрированнного (совместного) обучения и воспитания имеются ресурсные возможности по формированию адаптивных механизмов у “особенных” школьников. Создание адаптивного образовательного пространства в школе при условии правильно организованной работы сократит в будущем период социальной адаптации будущих выпускников.

Для обучения в общеобразовательной школе детей с особенностями психофизического развития необходим ряд условий, обеспечивающих компенсацию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности. Коррекционная направленность учебно-воспитательной работы в классах интегрированного обучения отражена в их структуре: 5-летний срок обучения в начальном звене, щадящий режим оценивания, проведение коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, по развитию речи, по развитию и совершенствованию высших психических функций, практическая направленность обучения. Еще одной особенностью организации обучения учащихся с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы является наличие специальных учебных программ. И здесь на помощь учителю-предметнику также приходит учитель-дефектолог, который помогает спланировать программный материал таким образом, чтобы найти все точки соприкосновения программы общего среднего образования и образовательной программы специального образования с той целью, чтобы на одном уроке реализовать обе программы с максимальной пользой для всех учащихся интегрированного класса. У нас в районе на одном из заседаний методического объединения учителя-дефектологи составили календарно-тематическое планирование по предмету «Человек и мир» 5 класс. Количество часов по учебному плану общеобразовательной программы составляет 35 часов в год, по специальной -  70 часов. При совпадении тем, учащийся находится в общем классе, а несовпадающие темы рассматривает на индивидуальных занятиях с учителем-дефектологом.  В 5 классе по общеобразовательной программе изучается тема «Космос и Земля» (7 ч.), которая не рассматривается детьми вспомогательной школы, в это время ученик вспомогательной школы может закреплять пройденный материал по своей программе (работает по карточкам, заполняет тетрадь на печатной основе), при возникающих затруднениях учитель-предметник оказывает ему помощь.

Только благодаря эффективной работе всех участников образовательного процесса, можно получить положительные результаты. В нашей школе большая часть детей с особенностями психофизического развития (дети с трудностями в обучении), переходя из начального звена в среднее, обучается по программе общеобразовательной школы в обычных классах.  Дети с особенностями психофизического развития занимаются в кружках, спортивных секциях, принимают активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях.  За активное участие в жизни школы они поощряются  призами, их работы представляются  в Центр молодежного творчества, приглашают поучаствовать в районных и областных конкурсах, тем самым,  стимулируют этих детей. Они понимают, что ничем не отличаются от остальных, радуются своим успехам вместе с учителями и родителями. А их нормально развивающиеся сверстники хорошо относятся к своим «особенным» друзьям, не исключая их из круга общения.

Таким образом, учитель-дефектолог и учителя-предметники на второй ступени общего среднего образования составляют индивидуальную программу развития и обучения на основе образовательной программы и индивидуальных возможностей каждого ученика с особенностями в развитии. Учитель-дефектолог   помогает учителям-предметникам составить календарно-тематическое планирование, адаптировать программный материал. Оказывает методическую помощь при подготовке к  урокам,  подбирает наглядный материал, составляет памятки, схемы, карточки. Во время проведения урока осуществляет контроль за деятельностью ученика при выполнении заданий. В свою очередь учитель-предметник старается создать положительный эмоциональный фон на уроке. Планирует проведение урока таким образом, чтобы ученик с особенностями занимал на уроке активную позицию.   Подбирает для него посильные задания, поощряет правильные ответы, создаёт ситуацию успеха. Совместные уроки эффективны при совпадении тем, а в случае расхождения программного материала  целесообразно проводить уроки учителем-дефектологом на индивидуальных занятиях. Помощь учителя-дефектолога требуется не на каждом уроке, она может быть периодической.

 Для учащихся 1 отделения вспомогательной школы (особенно для детей с детским церебральным параличом) такая форма организации образовательного процесса как проведение уроков совместно учителем-предметником и учителем-дефектологом, является оптимальной для социализации этих детей в общество. Однако и в данном случае возникает ряд проблем при организации такой формы образовательного процесса. В частности, нормативными документами не регламентировано как в данном случае может и должен вестись учёт рабочего времени учителя-дефектолога.

При организации взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-предметника на второй ступени общего среднего образования для детей с трудностями в обучении, как мне кажется, такая совместная форма проведения уроков недостаточна эффективна. Учитель-дефектолог может помочь ребенку только на коррекционно-педагогических занятиях, так как он не может в полном объеме владеть программным материалом по всем предметам, которые изучаются детьми  на второй ступени общего среднего образования. Иначе говоря, нельзя «создать» универсального учителя.

Учителя-предметники,  работающие с этими детьми,  при этом получают необходимую помощь дефектолога: для них организуются консультации, круглые столы, семинары-практикумы, индивидуальные беседы, посещение коррекционно-педагогических занятий учителями-предметниками.

Союз дефектолога и учителя-предметника может воспитать гения в определенной области, ведь дети, менее развитые в интеллектуальном плане, могут быть хорошими спортсменами, артистами, художниками. Главное - вера в их силы и способности и поддержка  учителями и близкими людьми. Нужно способствовать развитию личности каждого ребёнка. И, как сказал Леонардо да Винчи, если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

 

Учитель-дефектолог                                               Милютина О.Н.