МВД Республики Беларусь информирует

МВД информирует

Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс

Президент Александр Лукашенко подписал новые Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, которые ранее обсуждались и были поддержаны парламентариями. Они вступят в силу с 1 марта 2021 года.

За незаконную политическую активность штрафы стали выше

Межведомственная рабочая группа проделала колоссальную работу по анализу всей системы привлечения к административной ответственности. В результате появились совершенно новые кодексы, содержащие в том числе и новации, которые продиктованы временем. В них последовательно реализованы предложения, направленные на усиление ответственности граждан за несоблюдение мер безопасности и общественного порядка. Например, размер штрафа за нарушение порядка проведения массовых мероприятий, неповиновение должностному лицу при исполнении им своих служебных полномочий, его оскорбление повышен до 2900 рублей. За повторное участие граждан в протестных акциях продолжительность административного ареста увеличена с 15 до 30 суток. За распространение персональных данных сотрудников правоохранительных органов (включая информацию о членах семьи, месте жительства, номерах телефонов и иные личные сведения) предусмотрена жесткая ответственность в виде штрафа до 5800 рублей. Усилены меры воздействия за нарушения правил дорожного движения, сопряженные с участием в протестных акциях (например, подача звукового сигнала с нарушением установленных правил, блокировка дорог). За пользование запрещенной символикой также предусмотрена ответственность. Так, за размещение ее (например, флагов) на балконах и фасадах домов будет применяться штраф в размере до 580 рублей для физических лиц и до 1740 рублей – для юридических.

Чем отличается проступок от правонарушения

Кодекс об административных правонарушениях теперь выстроен по-иному, отличному от предыдущего принципу. Так, все правонарушения разделены на три категории (в зависимости от степени их опасности).

Проступки. Скажем, переход дороги в неположенном месте. За такое правонарушение, как проступок, в первый раз будут применяться исключительно профилактические меры. Например, предупреждение или устное замечание.

Значительные правонарушения. За эти действия предусмотрен штраф либо же предупреждение. Подобным нарушением может стать, в частности, игнорирование правил маневрирования на дороге.

Грубые правонарушения. Нарушения из этой категории (допустим, вождение в нетрезвом виде) чреваты жесткими мерами ответственности.

Алексей Башан, первый заместитель начальника Академии МВД, говорит, что такое разделение по степени тяжести правонарушений было выработано после тщательного анализа статистики привлечения к административной ответственности: «Когда мы проанализировали массив правонарушений, который выявлялся ежегодно всеми правоохранительными органами (кстати, 92 процента протоколов составляются именно сотрудниками органов внутренних дел), мы провели соответствующий анализ и пришли к выводу, что есть правонарушения, которые можно вывести в разряд так называемых проступков». По его мнению, подобное разделение дает возможность сделать акцент на профилактике, а не наказании: «Человек совершил проступок, мы говорим: «Не делайте так больше». И это правильно.

Наша задача не наказать всех, а обеспечить правопослушное поведение граждан».

С другой стороны, уверен Башан, важно не потерять регулирующую правоохранительную функцию милиции.

Процесс стал проще

Новые КоАП и ПИКоАП также исключили нижний предел санкций в ряде составов административных правонарушений, в других статьях снижены верхние пределы санкций. А в качестве альтернативы штрафу и аресту введен новый тип наказания в виде общественных работ. Он предусматривает осуществление бесплатных работ, их вид определят местные органы власти. Еще одно новшество – возможность наложения штрафа в два раза, меньше положенного в том случае, если у нарушителя есть исключительные обстоятельства (например, малолетний ребенок на иждивении, сложное материальное положение и др.).

Количество органов и должностных лиц, у которых есть право вести административный процесс, стало меньше. Из списка убрали в том числе местные Советы депутатов. Все остальные были упорядочены с учетом их ведомственной подчиненности.

По новым кодексам также усилена роль прокуратуры в административном процессе: при осуществлении надзорных функций прокурор теперь имеет право составлять протокол за совершение любых правонарушений. Еще одна новация – упрощение процедуры доказывания при наличии фото- и видеозаписи, подтверждающих факт совершения нарушения. В этом случае иные доказательства по делу могут не собираться.

По мнению Алексея Башана, в новых редакциях кодексов было важно максимально упростить ведение административного процесса: «У нас IT-страна, мы движемся в ногу со временем. Пора внедрять новые формы и методы, в том числе и в административном процессе. Поэтому, когда у нас есть видеозапись совершения правонарушения, согласие виновного лица, зачем нам еще многочасовые, многонедельные разбирательства, если сам правонарушитель подтвердил то, что он сделал?» Башан уверен, что все новации должны повысить прозрачность ведения административного процесса, упростить его, либо, если человек невиновен, предоставить ему возможность — это оспорить.

Ирина Довгало, член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания:

– Жизнь неумолимо идет вперед и диктует свои вызовы, именно поэтому работа над кодексами велась практически до рассмотрения во втором чтении. Сразу нужно отметить, что правонарушения разделены на три категории в зависимости от степени тяжести и общественной вредности. Это проступок, значительное правонарушение и грубое. Заслуживают внимания две новые главы. Они касаются несовершеннолетних и профилактических мер воздействия.

Даже если мы не водители, то мы все пешеходы. Это значит, что правила дорожного движения, замечу, безопасного дорожного движения, должны соблюдать все. Поэтому усилена ответственность за блокирование транспортных коммуникаций, в том числе в месте проведения массовых мероприятий, а если это повлекло еще и создание аварийной ситуации, то и прав можно лишиться. Кроме этого, регламентировано использование звуковых сигналов. Не могу оставить в стороне тему о дополнении КоАП новыми составами, предусматривающими административную ответственность за нарушение законодательства о защите персональных данных, отмечу, что санкции существенно увеличены. Вопросы, связанные с использованием запрещенной символики, также нашли свое отражение в обновленном кодексе. Это только малая толика тех изменений и дополнений, которые внесены в кодексы. Время до начала их действия есть. Но хочу напомнить, что незнание закона, увы, не освобождает от ответственности.

Новые КоАП и ПИКоАП с 1 марта 2021 года

 

Новые КоАП и ПИКоАП опубликованы на официальном правовом портале. Оба кодекса вводятся в действие специальным законом.  Они вступают в силу 1 марта 2021 года.

Общая характеристика изменений КоАП

В нем административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и организаций, а также ИП к административной ответственности упрощен.

В новом КоАП также впервые закреплено правило, что его положения не подлежат расширительному толкованию. Это означает, что при применении норм, изложенных в КоАП, суд и иные правоприменители должны принимать во внимание буквальное значение слов и выражений, содержащихся в них. Также не допускается применение норм КоАП по аналогии <*>.

Среди основных новелл КоАП – введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:

— устное замечание;

— предупреждение;

— меры воспитательного воздействия.

Устное замечание подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны <*>.

Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения <*>.

Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава в новом КоАП, которая состоит из 6 статей <*>. Ранее общие правила привлечения к административной ответственности несовершеннолетних были изложены в одной статье прежнего КоАП <*>.

Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:

1) разъяснение законодательства;

2) принесение извинений потерпевшему;

3) обязанность загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга.

В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия <*>.

Цель этих нововведений – повысить правосознание несовершеннолетних, сформировать их правовую культуру, уважение к закону и интересам других членов общества.

Новшества в системе взысканий

В новом КоАП усовершенствована система взысканий, правонарушения категоризированы по-новому. В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории: административные проступкизначительные и грубые административные правонарушения <*>.

Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный штраф, исчисляемый в БВ <*>. Размеры такого штрафа в зависимости от категорий правонарушителей представлены ниже в таблице:

Категория правонарушителей

Размер штрафа, БВ

Физлица

≤ 10

ИП

≤  25

Организации

≤  50

Значительными считаются административные правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как конфискациядепортация либо штраф <*>При этом последний исчисляется в размере, определенном в процентах либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки или дохода, полученного в результате такой сделки, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Штраф, взыскиваемый за значительные правонарушения, также может исчисляться в БВ, но обязательно в размере, превышающем:

Категория правонарушителей

Размер штрафа, БВ

Физлица

>  10

ИП

>  25

Организации

>  50

Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работыадминистративный арестлишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность <*>.

Новшества в видах взысканий

Прежний КоАП предусматривал 10 видов административных взысканий <*>. В новом КоАП их осталось 8. Из числа административных взысканий исключены: предупреждение и лишение специального права <*>.  Предупреждение более не является административным взысканием. Другими словами, новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок, от административной ответственности. Общим условием освобождения от административной ответственности является объявление письменного предупреждения.

Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения <*>.

Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

— признание факта совершения правонарушения;

— согласие на освобождение от административной ответственности;

— вынесение предупреждения;

— отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;

— неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.

Общественные работы – новый вид административного взыскания 

Такой вид административного взыскания, как исправительные работы, заменен новым видом – общественные работы <*>. Между ними есть существенная разница.  Первые отрабатывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев. Вторые заключаются в выполнении физлицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей. Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 ч в день. Другими словами, сущность общественных работ состоит в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.

Общественные работы могут налагаться судом только при согласии физлица. При этом к общественным работам не могут быть привлечены:

— пенсионеры;

— несовершеннолетние;

— беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— инвалиды I и II группы;

— иностранцы и лица без гражданства, постоянно не проживающие в нашей стране;

— военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.

В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом <*>. 

Изменения в составах правонарушений и санкциях

В новом КоАП были осовременены подходы ко многим административным правонарушениям, в том числе исключены неактуальные составы. Всего исключено 110 из ныне действующих норм.  Так, гл. 23 прежнего КоАП, в которой были сгруппированы административные правонарушения против порядка управления, насчитывала 89 самостоятельных статей. В новом КоАП аналогичные правонарушения сгруппированы в гл. 24, которая носит такое же название, но в ней осталось всего 59 самостоятельных статей.

Значительная часть составов правонарушений в новом КоАП по сравнению с прежним подверглась корректировке, половина из них изложена по-новому. При этом в некоторых из них также был значительно снижен размер административных санкций.

Примеры:

 

Прежний КоАП

Новый КоАП

Нумерация статей

Состав правонарушения

Размер штрафа, БВ

Нумерация статей

Состав правонарушения

Размер штрафа, БВ

1

Ч. 1 ст. 9.19

Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты зарплаты

От 4 до 20, а на юрлицо – до 100

Ч. 3 ст. 10.12

Невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя

От 4 до 50

2

Ч. 4 ст. 9.19

Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 КоАП и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику

 

От 2 до 20

Ч. 6 ст. 10.12

Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а также   причинившие вред работнику нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1–5 ст. 10.12 КоАП

От 2 до 20

В некоторых случаях состав правонарушений не менялся, скорректирована только нумерация статей КоАП, но при этом в 230 статьях административные санкции были уменьшены.

Примеры:

КоАП

Состав правонарушения

Нумерация статей

Размер штрафа, БВ

1

 

Прежний

Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу госоргана (организации) в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению

Ст. 23.2

От 10 до 50

Новый

Ст. 24.2

От 10 до 30

2

Прежний

 

Оскорбление должностного лица госоргана (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе

Ст. 23.5

От 20 до 50 БВ

Новый

Ч. 1 ст. 24.4

От 20 до 30

3

Прежний

Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных госстатотчетности, либо ИП искаженных данных госстатотчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам госстатистики

Ч. 1 ст. 23.18

От 10 до 50

Новый

Ч. 1 ст. 24.12

От 10 до 30

В отношении некоторых составов административных правонарушений, которые касаются общественного порядка либо совершаются субъектами хозяйствования (например, в сфере налогообложения, оборота и рынка ценных бумаг, таможенных правонарушений), подходы законодателя не только остались прежними, но даже были значительно ужесточены.

Примеры:

КоАП

Состав правонарушения

Нумерация статей

Административные взыскания

1

 

 

Прежний

Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом

Ч. 1 ст. 23.34

Предупреждение, или штраф до 30 БВ, или административный арест

 

Новый

Ч. 1 ст. 24.23

Штраф до 100 БВ, или общественные работы, или административный арест

2

Прежний

 

 

Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 23.34 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения

 

Ч. 3 ст. 23.34

От 20 до 50 БВ или административный арест

Новый

Ч. 3 ст. 24.23

От 20 до 200 БВ, или общественные работы, или административный арест

Изменения в ПИКоАП

Изменения в ПИКоАП не носят такого глобального характера, как в КоАП. В частности, в новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество было значительно сокращено. Так, из компетенции организаций ЖКХ передано органам милиции право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением. Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.

 

свернуть

Что делать если вы нашли наркотики

Предлагают стать наркозакладчиком...