Безопасность

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности. Оно включает в себя суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, суицидальные покушения и попытки. При истинном суицидальном поведении намерение лишить себя жизни не только обдуманно, но и нередко долго «вынашивается».

Важно понять, что подростковый суицид сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Период подросткового возраста в психологии характеризуется как кризисный период. Это момент перехода из детства во взрослую жизнь. Подросток — это уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него появляется новообразование — «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого ребенка, но и появление огромного количества конфликтов с окружающим миром. Мир для него покажется пока непонятным, неясным, пугающим. Попытка войти в новый, взрослый мир связан с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно, и не в силах объяснить это окружающим. Подростки, как правило, более чувствительно, более сердито и импульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для суицида.

Самоубийство подростка чаще всего рассматривается как результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя. Но, кроме того, это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.

В отечественной и зарубежной литературе наиболее часто используют такую классификацию суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинно суицидальное поведение.

Демонстративное поведение — стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.

Аффективное суицидальное поведение — суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции — обида, гнев — затмевают собой реальное восприятие действительности, и подросток, руководствуясь ими, совершает суицид(чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами).

Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще не заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще всего прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.

Причины суицида очень сложны и многочисленны. Их можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что подростки обычно совершают суицид в экстремальных случаях (публичное унижение, проблемы в учебе, предательство), большинство экспертов предполагает, что это, скорее всего повод для совершения суицида, чем его причина.

Суицидальные действия обычно носят спланированный характер и совершаются в одиночестве. Реакция данного типа характерна для зрелых лиц старше 40 лет, у которых совершению суицида обычно предшествует выраженное депрессивное состояние. Необходимо отметить, что у большей части суицидентов на ранних этапах суицидального поведения наблюдается состояние борьбы мотивов: с одной стороны, возникают суицидальные побуждения, с другой — появляются мысли об обязательствах перед детьми и прочие удерживающие человека от совершения суицидального акта мотивы. Другими словами, суициденты переживают борьбу суицидальных и антисуицидальных мотивов и чем сильнее выражены последние, тем меньше вероятность совершения суицидального акта.

На разных этапах подросткового возраста — раннем (12-14лет), среднем (15-16лет) и старшем (17-18лет) существуют свои особенности формирования и проявления суицидального поведения, связанные со спецификой физиологии, психологии, личностными и поведенческими индивидуальными качествами. В младшем подростковом возрасте суицидальные проявления, как правило, не планируются заранее, попытки самоубийства совершаются при помощи первых попавшихся под руку средств, в ситуациях угрозы наказания. У этой группы подростков покушения на самоубийство не имеют тяжелых медицинских последствий. Это не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации. В средней возрастной группе суицидальные проявления характеризуются демонстративными самоповреждениями, попытками, имеющими целью отомстить обидчику, наказать окружающих. Частые попытки суицида в состоянии аффективного напряжения, в кульминационные моменты конфликта, и медицинские последствия таких покушений часто бывают тяжелыми. Для подростков данной возрастной группы характерны приступы раздражительности и злобности, эмоциональной неустойчивости, жажда чувственных (сенсорных) переживаний, в сочетании с бедностью интересов, ограниченностью кругозора, неадекватным реагированием на различные ситуации обмана, крушения надежд, неудачи. Такие подростки ещё неустойчивы к стрессам, практически не владеют навыком самоконтроля.

По мнению большинства исследователей, наиболее суицидогенны те семьи, которые внешне благополучны, но внутри них скрытые конфликты. Семьи с асоциальной направленностью способствуют адаптации ребенка в такой же среде, исполняя роль защитников механизмов. Для младшего губертата наиболее суицидоопасны внутрисемейные конфликты, для среднего и старшего — конфликты со сверстниками и в школе.

Социально — психологические факторы играют решающую роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Среди них на первом месте оказываются факторы дезадаптации, связанные с нарушением социализации, когда статус не соответствует уровню притязаний.

Одним из главных факторов суицидального поведения в подростковом возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку. Разрушительность семейного уклада отмечена практически всеми отечественными учеными, исследовавшими проблему детского суицида:

— Ситуация длительного конфликта в семье или ситуация развода родителей. Подростку нелегко выдерживать ситуацию, когда каждый из родителей «гнет свою линию»;
— Утрата значимой привязанности, например, смерть мамы или любимого человека для ребенка становится нелегким испытанием;
-Отсутствие в семье «значимого взрослого». В этой ситуации проявляется социальная и психологическая изолированность подростка.
Формирование суицидального поведения в детском и подростковом возрасте во многом зависит также от некоторых особенностей личности суицидента. У всех лиц были обнаружены эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность, некоторая импульсивность. Эти черты, выраженные нередко до уровня акцентуации характера, создают предпосылки для социально — психологической дезадаптаци личности в пубертатном периоде.
Подводя итоги, отметим специфичные для подростков проявления:
— у подростков нет по- настоящему осмысленной картины смерти. Взрослый человек осознает, что смерть — это конец жизни, а подросток до конца не понимает этого. Для них это в какой — мере виртуальная игра;
-для подростков важны три сферы: семья, школа, ровесники;
— причина самоубийства в подростковом возрасте может быть на первый взгляд незначительной, пустяковой или даже случайной;
— у подростков могут отсутствовать стадии, предшествующие собственно суициду, т.е. идеи и намерения;
— подросткам очень трудно объяснить, что с ними происходит, описать свое состояние или проблему;
— для подростков, нередко, страшнее жить в той реальности, которая у них есть, нежели умереть;

Подростковый суицид — это чаще всего крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, попытка решить свои проблемы «по- взрослому».

Памятка родителям и педагогам (СЕЛФХАРМ и ПАРАСУИЦИД)

Что такое селфхарм

Селфхарм — это преднамеренное причинение себе какого-либо вреда без суицидальных намерений. Выражаться это может в любом поведении, вызывающем чувство боли или дискомфорта. Обычно при упоминании селфхарма сразу представляются порезы в области кистей или предплечий, но это далеко не единственный способ себе навредить. Кроме порезов, которые могут быть как на руках, так и на ногах, в области лодыжек, бедер и на прочих частях тела, самоповреждение может проявляться через нанесение себе ожогов, ударов, царапин, щипков, вырывание волос, биение о твердые предметы, ограничение себя в еде, употребление алкоголя и наркотиков. Иногда самоповреждение может приобретать такие формы, как занятие опасными видами спорта, агрессивное вождение с попаданием в ДТП и прочее. Таким образом, поведение может быть любым; главный критерий в том, что функция этих действий — осознанное причинение себе ущерба.

Кто склонен к селфхарму

Наиболее уязвимая группа — подростки (распространенность селфхарма среди них, по данным различных исследований, достигает 10%). По российским исследованиям, 10–14% старших школьников и студентов указали на один или несколько случаев самопорезов, а 3% отметили, что наносят себе порезы довольно часто. Если говорить о гендерных особенностях, то общемировые исследования показывают, что самоповреждения чаще регистрируются у девушек, тогда как у юношей они более тяжелые

Причины селфхарма

Один из наших самых сильных природных инстинктов — инстинкт самосохранения. Почему же люди начинают делать нечто столь противоестественное — калечить собственное тело и причинять себе боль? Причин может быть множество, и прежде всего, это трудности эмоциональной регуляции. Эти проблемы часто возникают в период полового созревания, когда молодые люди только учатся понимать и контролировать свои эмоции и у них не всегда это получается (в том числе за счет изменения гормонального фона и дозревания коры головного мозга). Но иногда сложности с управлением эмоциями проявляются не только в связи с естественными физиологическими процессами, но и вследствие различных патологий — например, при пограничном расстройстве личности.

Чаще всего самоповреждающее поведение выполняет три основные функции:

  1. 1. Совладать с сильной эмоцией. То есть перевести эмоциональную боль в физическую и таким образом эффективнее с ней справиться. Всем нам понятно, что делать с синяком или порезом, а вот с душевной болью — далеко не всегда, особенно если чувство зашкаливает.
  2. 2. Попытаться почувствовать хоть что-то. При депрессиях, сенсорных перегрузках, деперсонализации пациент зачастую плохо ощущает собственное тело, возникает «болезненное отупение», которое расценивается как довольно неприятное чувство. Самоповреждение помогает вернуть ощущение контакта со своим телом и контроля над ним.
  3. 3. Наказать себя. Если человек страдает от собственной никчемности, одиночества, испытывает чувство вины и стыда, нанесение самоповреждений как бы помогает расплатиться за собственные ошибки.

К чему приводит селфхарм

К сожалению, иногда самоповреждения бывают чреваты довольно неприятными последствиями для здоровья и внешности. Порезы могут инфицироваться, воспаляться и гноиться, оставлять шрамы. Более того, иногда повреждения наносятся в труднодоступных местах (часто для того, чтобы их легче было скрыть от других людей), что может быть смертельно опасно, так как самовредитель может легко задеть жизненно важные сосуды и нервы.

Кроме того, селфхарм подвергается довольно сильной стигматизации в обществе. Боясь порицания со стороны окружающих, люди часто избегают обращаться за помощью, что может привести к еще более серьезным последствиям.

Как избавиться от селфхарма

Что можно сделать самостоятельно

  • Для начала надо понять, что именно в поведении человека относится к самоповреждению. Можно выписать все эти действия, чтобы держать список перед глазами.
  • Затем проанализировать, в каких ситуациях появляется это поведение либо тяга к нему. Часто самоповреждению предшествуют достаточно однотипные ситуации и триггеры — важно увидеть, что запускает этот механизм, что общего в этих ситуациях.
  • Далее нужно осознать, чем человеку помогают самоповреждения, то есть определить их функцию.
  • Найти замещающее поведение, которое поможет решить ту же задачу без нанесения себе повреждений.

Что можно сделать при помощи других

  • Пожалуй, самое сложное в борьбе с самоповреждениями — то, что они, как правило, происходят наедине с собой. Возможность обратиться за помощью к другим людям, рассказать им о своих переживаниях, получить поддержку — важные условия, позволяющие предотвратить такое поведение.
  • Кроме того, человеку в тяжелом эмоциональном состоянии зачастую сложно определить, какое именно чувство он испытывает. Близкие могут в этом помочь, сказав: «Тебе сейчас плохо, потому что ты чувствуешь тревогу, или вину, или грусть», — и затем предложить другие, более здоровые, способы с этим справиться. Если мы поняли, что с нами происходит, найти решение становится гораздо проще.
  • Стоит всегда иметь под рукой контакт друга или близкого человека, который всегда выслушает и поддержит, либо аудиозапись или ободряющую записку от него на случай, когда вы не можете разговаривать. Чат, в котором всегда можно выговориться (семейный, дружеский или чат психологической группы), также может быть отличной поддержкой.

Зачем обращаться к врачу

Самостоятельно выяснить, в чем причина нанесения самоповреждений, как правило, крайне сложно. Кроме того, селфхарм — это потенциально жизнеугрожающее поведение. Именно поэтому очень важно своевременно обратиться к специалистам, работающим с такими проблемами. Для начала врач-психиатр проведет диагностику состояния и определит причину. После этого на первый план выйдет либо медикаментозное лечение, либо психотерапия; чаще всего это будет их сочетание. Лекарства нужны для стабилизации эмоционального состояния, уменьшения симптомов, а психотерапия помогает научиться быстро распознавать ситуации, когда у вас возникает желание нанести себе повреждение, и выбирать другой способ с ними справиться. Например, научиться понимать свои эмоции и контролировать их, применяя техники самопомощи.

Как помочь другому справиться с селфхармом

Часто этим вопросом задаются родители, которые начинают замечать проявления селфхарма у детей. К сожалению, редко когда они знают, как им помочь. Самое важное — вовремя среагировать, не обесценивать проблему, не ругать ребенка, а попробовать выяснить, что с ним происходит, без осуждения.

 Что может указывать на то, что близкий человек страдает от селфхарма?

  • Слишком часто появляющиеся царапины или порезы, которые нельзя объяснить контактом с животными, активными играми либо занятиями спортом.
  • Наличие крови на одежде, белье или кровати.
  • Попытки не появляться на людях в одежде, которая открывает руки, большую часть ног, живот и так далее. Особенно дома и в жаркую погоду.
  • Если вы заметили подобные признаки, то важно дать понять, что вы рядом и готовы помочь — без осуждения. Следует мягко и аккуратно поговорить с близким и объяснить необходимость проконсультироваться у специалиста.

Важно знать

Селфхарм не равняется суицидальному поведению и его не следует расценивать как первый звоночек на пути к самоубийству. Суицидальное поведение направлено именно на то, чтобы уйти из жизни; самоповреждение не имеет такой цели — напротив, это способ (хоть и ущербный) справиться со своим состоянием, чтобы продолжать жить.

Причин селфхарма может быть множество, и чаще всего к такому поведению приводят трудности с регуляцией эмоций, их осознанием и контролем. Поэтому важно вовремя обращаться к врачу и не осуждать людей, на теле которых заметны следы от самоповреждений, которые, возможно, появились у них в сложные моменты жизни.

Памятка родителям по профилактике суицида

Суицид – намеренное, умышленное лишение себя жизни. Он может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.
Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно. Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных   последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков.

Словесные признаки

  • прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 Поведенческие признаки

  • раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
  • в еде – есть слишком мало или слишком много;
  • во сне – спать слишком мало или слишком много;
  • во внешнем виде – стать неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания,     избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;
  • Ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

  • социально изолирован, чувствует себя отверженным;
  • живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
  • ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал раньше попытки самоубийства;
  • имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критически относится к себе.

Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это кончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах. Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, и при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

  • утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или наоборот – признание в зависимости от других;
  • шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.

 Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

  1. Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план суицида, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  5. Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
  6. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
  7. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
  8. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.

Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.

 

Важно соблюдать следующие правила:

- будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
– будьте терпеливы;
– не старайтесь шокировать или угрожать подростку, говоря «пойди и сделай это»;
– не анализируйте его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому, что…»;
– не спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что…;
– делайте все от вас зависящее.

свернуть

Профилактика детского травматизма

ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Ежедневно во всем мире жизнь более 2000 семей омрачается из-за гибели ребенка по причине неумышленной травмы или так называемого «несчастного случая», которые можно было бы предотвратить.

Что такое травма? Травма определяется как «физическое повреждение, возникающее, когда человеческое тело внезапно подвергается воздействию энергии такого уровня, который превышает порог физиологической переносимости, или же является результатом нехватки одного или более жизненно-важных элементов, например, кислорода».

Детский травматизм - одна из серьезных социальных проблем, которая не только угрожает здоровью детей, но и влечет проблемы для родителей. Чаще травмы возникают дома и на улице; реже травмы связаны с городским транспортом, со случаями в школе, во время занятий спортом еще реже наблюдаются утопления и отравления.

Наиболее опасны три вида травм: бытовые, транспортные и утопление. 

Что делает ребенка особенно подверженным травмам?

Дети – это не маленькие взрослые. Их способности и поведение иные, чем у взрослых. Физические и умственные способности детей, степень зависимости, тип активности и рискованность поведения существенно изменяются по мере того как они становятся старше. Но пока дети развиваются, их любопытство и потребность в экспериментировании не всегда соответствуют их способности к пониманию или реагированию на опасность, что ставит их под угрозу получения травмы. Таким образом, детский травматизм сильно связан с типом их активности, а это в свою очередь связано с возрастом и стадией развития.

Возраст. Смертельные случаи от травм среди детей и несмертельные травмы существенно зависят от возраста. Небольшой размер тела детей повышает для них риск в дорожных ситуациях. Дети менее заметны, чем взрослые, и если их сбивает машина, они с большей вероятностью, чем взрослые, пострадают от травмы головы или шеи. В то же время маленьким детям труднее заметить машину, оценить скорость ее приближения и расстояние до нее по звуку двигателя. Кожа ребенка обжигается глубже, быстрее и при более низких температурах, чем более толстая кожа взрослых. Кроме того, определенные физические особенности маленьких детей могут повлиять и на последствия травмы. Например, конкретное количество ядовитого вещества будет более ядовито для ребенка, чем для взрослого, из-за меньшей массы тела ребенка. Изучение поведения детей на дороге показали, что маленьким детям может не хватить знаний, навыков и уровня концентрации внимания для того, чтобы справиться с ситуацией на дороге, независимо от того, насколько она спокойная. Кроме того, возросшим физическим способностям детей могут не соответствовать их умственные способности. Например, маленькие дети в процессе исследования мира могут упасть с высоты, потому что их способность к лазанью превышает их способности удерживать равновесие или обдумывать шаги.

Дети постарше и подростки могут активно стремиться к риску, чтобы получить ощущение владения ситуацией, а иногда чтобы оказать сопротивление чьему-либо авторитету. Установлено, что стремление к поиску необычного растет в возрасте 9–14 лет, достигая максимума на последней стадии периода полового созревания, чем и обусловлен высокий процент дорожно-транспортного травматизма среди пешеходов и водителей такого возраста.

Несовершеннолетние испытывают более высокое давление со стороны сверстников, чем взрослые. Это подталкивает их к нарушению правил дорожного движения, рискованным развлечениям, употреблению спиртного и наркотиков.

Пол. Травмы у мальчиков встречаются чаще, а их последствия бывают тяжелее, чем у девочек. Для объяснения разницы в уровне травматизма между мальчиками и девочками выдвинуты различные теории. В их числе идея о том, что мальчики участвуют в более рискованных предприятиях, чем девочки, у них более высокий уровень активности, и они ведут себя более импульсивно. В число объяснений входит и предположение, что мальчики социализируются иначе, чем девочки. Их исследовательские действия родители ограничивают реже, как правило, позволяя им уходить на прогулки дальше, и чаще позволяют им играть в одиночку.

Окружающая среда. Дети подвержены травмам также и потому, что живут в мире, в котором их возможности для влияния и контроля невелики. Это еще больше осложняется отсутствием у детей возможности изменять свое окружение. Дети живут в городской и сельской среде, созданной взрослыми и для взрослых. Детские потребности должны быть учтены в окружающем их жизненном пространстве.

Причины травм:

1.Беспечность взрослых - когда взрослый человек ошибочно считает, что ничего страшного не произойдет. В присутствии взрослых произошло 98,7% автотравм, в 78,9% случаев дети получали травмы дома.

  1. Халатность взрослых -  невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами и родителями своих обязанностей.
  2. Недисциплинированность детей (более 25% случаев).
  3. Несчастные случаи - непредвиденные события, когда никто не виноват (2%).
  4. Убийства (4,5%)-чаще страдают дети до года.
  5. Самоубийства (5%)-чаще подростки 10-15 лет.
  6. Алкоголь. С употреблением спиртных напитков связано от 25 до 50% смертельных случаев во время отдыха детей и взрослых на воде и на берегу. Употребление спиртного взрослыми снижает контроль и внимательность, оставляя поведение и действия детей на произвол судьбы. Употребление спиртных напитков подростками во время такого отдыха может привести к потере ими здравомыслия, ухудшению координации и чувства равновесия, повышая тем самым риск утопления или травмы.

Бытовой травматизм у детей занимает первое место среди повреждений и составляет 70-75%. Основными причинам являются: доступность опасных предметов для детей (батарейки, булавки, монеты, спички, ножи, горячие предметы, доступ к печам и газовым плитам), активные травмоопасные игры, недостаточное соответствие организации окружающей среды возрасту ребенка (острые углы на мебели, электрошнуры на полу, агрессивные или опасные домашние животные). Бытовые травмы снижаются в школьном возрасте и переходят в разряд школьного травматизма.

Школьный травматизм: среди школьников 80% повреждений происходят во время перемен. Обусловлены, в основном, нарушением правил поведения. Несчастные случаи во время физкультуры связаны часто с недостаточной организацией «страховки» во время выполнения спортивных упражнений.

Каникулы! Дети также могут подвергаться более высокому риску утопления и травм во время каникул. Резко повышается количество дорожных происшествий (особенно при катании на велосипедах, самокатах, роликовых коньках и т.д.), травм на детских и спортивных площадках. К этому часто приводит снижение контроля взрослых, занятых на работе, за детьми, имеющими массу свободного времени и зачастую крайне богатую фантазию.

Дорожно-транспортный травматизм. Риск для детей-велосипедистов напрямую зависит от степени их незащищенности при езде. В число других рисков входит неправильное ношение шлема, езда по дороге со смешанным движением, по тротуарам или пешеходным дорожкам, а также узкое поле обзора у велосипедиста. Подавляющее большинство велосипедистов и пешеходов не имеют никакого понятия о правилах дорожного движения и часто являются виновниками ДТП. Стоит помнить, что современный велосипед — это высокотехнологичное транспортное средство, способное развивать скорость при незначительных усилиях до 40 км/ч. Недостаточно распространено правильное использование защитного шлема велосипедистами, мотоциклистами и их пассажирами на заднем сиденье, поэтому в случае аварии высока опасность получения черепно-мозговых травм.

Опасность нахождения детей в дорожных системах повышает множество факторов, связанных с ситуацией на дороге. Особая опасность для детей-пешеходов и велосипедистов возникает в том случае, когда:

  • плотность движения превышает 15 000 автомашин в день;
  • нет безопасных и эффективных систем общественного транспорта;
  • транспортные средства движутся с неприемлемо высокой скоростью;
  • неудовлетворительное землепользование и использование сети дорог приводит к отсутствию детских площадок для игр и разделения пользователей дорог;
  • протяженные прямые дороги способствуют движению на повышенных скоростях в районах со смешанным землепользованием, включающим жилые дома, школы и торговые точки.

Таким образом можно сделать вывод, что ДТП с участием детей происходят в крупных городах с высоким потоком транспорта и сельской местности, где часто не соблюдается скоростной режим водителями и широко используется велосипедный транспорт.

Утопление. С водой связаны все стороны жизни детей. Она нужна им для роста, ею они умываются, в ней купаются, с ее помощью защищаются от жары – без нее они вообще не могли бы жить. Для большинства детей вода означает забавы, игры и приключения – в бассейне, в пруду, в озере или просто в лужах на дороге после ливня. Тем не менее, вода может представлять опасность. Маленький ребенок может захлебнуться в ведре, где глубина воды всего несколько сантиметров; он может утонуть в ванне.

Что такое утопление? Утопление происходит в том случае, когда дыхательные пути ребенка заполняются жидкостью, что приводит к расстройству дыхания. Исход может быть смертельным или несмертельным, причем некоторые случаи утопления с несмертельным исходом приводят к серьезным неврологическим нарушениям.

Дети младше 5 лет образуют группу наиболее высокого риска утопления, за ними следуют подростки в возрасте 15–19 лет. Поскольку дети до 1 года обычно не имеют доступа к воде, неумышленное утопление в этом возрасте происходит главным образом в результате того, что ребенка оставляют у воды без присмотра или под присмотром человека, непригодного для выполнения этой задачи, например, юного брата или сестры. С другой стороны, дети, которые более подвижны и любознательны, но все еще слишком малы, чтобы у них были развиты навыки предотвращения или понимания опасностей, часто ускользают из-под присмотра взрослых и забираются или падают в близлежащий водоем. Что касается подростков, то их склонность к экспериментированию, принятию рискованных решений и чрезмерной независимости приводят к повышенной опасности утопления. Мальчики больше подвержены опасности утопления, чем девочки, из-за более частого пребывания в водной среде и рискованного поведения, особенно в подростковом возрасте.

Ожоги. Дети по природе своей любопытны. Едва научившись передвигаться, они начинают исследовать все, что их окружает и играть с новыми предметами. Тем не менее, этот познавательный процесс означает, что они начинают сталкиваться с объектами, которые могут стать причиной тяжелых травм. Игры с огнем или прикосновение к горячим предметам могут привести к ожогам, вызвать острую боль и нередко повлечь за собой долговременные отрицательные последствия.

Ожогом считается травма кожи или другой ткани тела, вызванная высокой температурой. Он возникает в том случае, когда группа клеток или все клетки кожи или других тканей разрушаются под воздействием горячей жидкости (ожог кипятком), горячего твердого предмета (контактный ожог), или огнем (ожог пламенем). Повреждения кожи или других тканей тела в результате радиации, воздействия радиактивности, электрического тока, трения или контакта с агрессивными химическими веществами, также рассматриваются как ожоги.

Ожоги могут приводить к значительным долговременным последствиям, из-за которых – в отсутствие всесторонней и скоординированной программы медицинской реабилитации – у детей могут на всю жизнь остаться рубцы, как физические, так и психические. В число самых распространенных физических долговременных последствий ожога входят серьезные рубцы, ограниченная подвижность или ампутация конечности.

У маленьких детей уровень моторного развития не всегда соответствует интеллектуальному развитию, что с легкостью приводит к ожогам. Младенцы младше 1 года подвержены особой опасности, поскольку в этом возрасте они начинают передвигаться, тянутся к различным предметам, пытаясь к ним прикоснуться. Ожоги, которые они получают, обычно становятся результатом ожога горячим напитком в чашке или ожога от прикосновения к радиаторам или трубам с горячей водой. При этом температура воды, достаточная для вызывания ожога у ребенка, намного ниже, чем для взрослого. Ожоги горячей жидкостью – самый частый тип ожогов среди детей до 6 лет. Они часто происходят, когда ребенок тянет сосуд с горячей жидкостью, например, чашку с кофе, к лицу, верхним конечностям или туловищу. Мальчики старше 6 или 8 лет часто проявляют любопытство по отношению к огню, что приводит их к экспериментам со спичками, зажигалками или пиротехническими средствами. Легкий доступ детей к плите, печи или кастрюле с кипящей жидкостью является еще одним дополнительным фактором риска получения ожога.

Пиротехнические средства представляют значительную опасность для детей, особенно для мальчиков-подростков. Во многих странах принято отмечать религиозные и государственные праздники фейерверками, и во время этих празднеств регулярно случаются крайне серьезные травмы, в большинстве случаев приводящие к инвалидности.

Отравления. Дом и прилегающая к нему территория могут быть опасными для детей, в частности из-за возможности неумышленного отравления. Дети от природы любопытны, исследуют обстановку внутри и снаружи дома. Одним из органов «обследования» для ребенка является ротовая полость. Дети пробуют предметы на вкус, за счет большого количества хорошо развитых рецепторов они могут лучше понять форму и консистенцию предмета, съедобен он или нет. Поэтому зачастую ребенок может проглатывать мелкие (особенно блестящие) предметы. И если простая монета может не принести значимых проблем (особенно у детей старшего возраста), то булавка или батарейка — это катастрофа для внутренних органов ребенка.

Вследствие этого ежегодно тысячи детей госпитализируют в отделения реанимации, потому что они по недосмотру употребили внутрь какой-нибудь бытовой товар, предмет, лекарство или пестицид. Большинство этих «случайных» отравлений можно было предотвратить.

Маленькие дети особенно склонны проглатывать ядовитые вещества, особенно жидкие, так как большинство предметов они тянут в рот, очень любознательны и не осознают последствий. С другой стороны, подростки в большей мере осознают возможные последствия своих действий, но давление со стороны ровесников и склонность к рискованному поведению могут привести к тому, что они по неосторожности могут неправильно употребить спиртные напитки или запрещенные наркотики.

Жидкие яды, например, раствор парацетамола представляют большую опасность, чем твердые яды, такие как моющие средства для посудомоечной машины или таблетки, поскольку проглотить жидкость легче. Исследования показывают, что светлые жидкости наиболее привлекательны для детей, так же, как и ярко окрашенные таблетки.

Доступность для ребенка ядовитых веществ представляет собой главную предпосылку отравления. Размещение ядовитых веществ в емкостях с крышками, доступными для открывания детьми, повышает вероятность отравления. Даже когда опасные вещества упакованы и промаркированы правильно, маленькие дети подвергаются опасности, если взрослые не хранят емкости должным образом. Кроме того, многие родители не понимают, что надпись на маркировке «недоступно для открывания детьми» не означает «полностью защищено от детей», и маленькие дети, все же, могут открыть упаковку. Поэтому наличие таких крышек не отменяет необходимости надлежащего присмотра за детьми.

Профилактика детского травматизма

Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 –х направлениях:

  1. Устранение травмоопасных ситуаций;
  2. Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.

Способы профилактики зависят от возраста ребенка. Маленького ребенка нужно оберегать от опасных предметов, не выпускать из вида. Чем старше ребенок, тем важнее объяснить ему правила техники безопасности. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Крайне важно поощрение использования защитных шлемов велосипедистами и мотоциклистами. Велосипедные шлемы уменьшают риск получения черепно-мозговой травмы среди велосипедистов всех возрастов на 63–88%, и они особенно важны для детей по причине их повышенной подверженности опасности на дороге. Подобным образом защитные шлемы мотоциклиста или водителя мопеда (скутера) защищают голову в случае дорожной аварии, снижают риск получения травмы и их тяжесть почти на 72% и риск смертельного исхода на 39%. Шлемы представляют собой единственное и самое эффективное средство уменьшения процента черепно-мозговых травм и смертельных случаев в результате аварий с участием мотоцикла

Мерой защиты служит также использование в транспортных средствах таких защитных средств как детские пассажирские удерживающие системы, дополнительные подушки и ремни безопасности, размещение детей на задних сиденьях.

Ранее обучение детей правилам дорожного движения, яркое обозначение в темное время суток светоотражающими элементами позволяет снизить травматизм пешеходов и велосипедистов на дорогах.

Организация внутреннего обустройства квартир – залог здоровья детей. Отсутствие доступа в электроприборы и розеткам (использование заглушек, недоступные и запирающиеся шкафы), специальные накладки на углы мебели, игрушки, рассчитанные на конкретный возраст ребенка, кровати с боковыми ограничителями, препятствующие падению ребенка во время сна – это те средства безопасности, доступные каждому.

Уменьшение опасной доступности источников воды, в которые могут упасть маленькие дети, снижает показатели утопления. Вокруг плавательных бассейнов необходимо строить и поддерживать в надлежащем порядке изолирующие с четырех сторон ограждения с самозапирающимися воротами. Доказано, что там, где это осуществлялось на практике, наличие барьеров успешно снижает показатели утопления. Уроки плаванию дают детям старше 5 лет соответствующие навыки, которые в совокупности с объяснением правил профилактики утоплений (не заплывать далеко от берега, не купаться и особенно не нырять в незнакомых водоемах, ограничение купания в холодной воде и т.д.) позволят снизить риск утопления.

Взрослые!

  • находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;
  • ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку;
  • на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком - вас могут вытолкнуть под колеса;
  • при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.
  • нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть. Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;
  • ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках из- под пищевыми продуктами - дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;
  • детей никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды. 

Очень важен личный пример поведения родителей.

Родители не должны перекладывать ответственность за детский травматизм на педагогов, на учителей физической культуры и здоровья, труда, именно от родителей зависит правильное поведение детей. Детский травматизм – серьезная проблема и только общими усилиями можно оградить детей от беды.

http://www.14crp.by/zog/profilaktika-travmatizma/detskij-travmatizm-i-ego-profilaktika

ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ

 

Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

 

Причины детского травматизма:

  1. На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;
  2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а также при наличии ямок и выбоин на участке;
  3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;
  4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

 

Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых.

Каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмоопасные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, остро отточенные карандаши, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, разноцветные пуговицы могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши...

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

В зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Работа по предупреждению детского травматизма

Большое внимание в учреждении образования уделяется ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем учреждении образования предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

В целях предупреждения детского травматизма в учреждении образования и вне его, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в учреждении образования создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Главная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

В учреждении образования ведется работа с педагогическим составом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях для дошкольной разновозрастной группы, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами учреждения образования,  должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня.

В работе по профилактике детского травматизма учреждение образования придерживается следующей системы:

 

Профилактические мероприятия в учреждении образования

  1. В учреждении образования выполняются требования безопасности к оснащению территории: оборудование, расположенное на территории (малые формы, спортивное оборудование и др.) перед началом учебного года и весной в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатель и руководство учреждения образования ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования в помещениях для дошкольной разновозрастной группы и прогулочной площадки: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены.
  2. Весной и осенью проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;
  3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек всех построек, дорожек, детской площадки, входов и наружных лестниц от снега и льда.
  4. Воспитателем дошкольной разновозрастной группы в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, при проведении игровых занятий, проводится проверка выносного материала (лопаток и т.п.).
  5. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей 

Мероприятия с работниками учреждения образования по

профилактике детского травматизма:

1.Проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности;

  1. Проводятся целевые инструктажи по труду во время проведения выездных мероприятий за пределами учреждения образования;
  2. Проводятся мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
  3. Составление плана работы учреждения по предупреждению детского травматизма.
  4. Создан уголок безопасности в группе. 
  5. Проведение занятий с воспитанниками по вопросам безопасной жизнедеятельности

 

 

свернуть

Не допускайте палов травы!

25.03.2021

Не допускайте палов травы!

С наступлением теплых днем граждане, проживающие в сельской местности, стремиться «избавиться» от прошлогодней травы, листьев и мусора путем сжигания.

Первый заместитель Брестского районного отдела по чрезвычайным ситуациям Юрий Данилюк совместно с председателем садового товарищества «Восток 92» Чернинского сельсовета совершили рейды по палам сухой растительности.

Вспыхивает сухая трава и от спички, брошенной ради шалости, и от беспечного человека, решившего сжечь свой мусор, не соблюдая правила безопасности. А от полыхающей травы большая вероятность загореться и жилому дому, хозяйственной постройке, находящихся поблизости. Так скорость распространения таких пожаров большая, есть вероятность оказаться в огненной ловушке и людям.

Спасатели напоминают, что выжигать сухую растительность запрещено. Минимальная сумма штрафа составляет 290 белорусских рублей, а максимальная – 870 рублей.

Для «правильного» сжигания прошлогодней листвы, травы необходимо выбрать площадку так, чтобы исключить возникновение пожара. Делайте это только в безветренную погоду. Расстояние до всех строений должно быть не менее 8 метров. Постоянно следите за огнем, держите под рукой лопату, огнетушитель или ведро с водой. После окончания сжигания мусора, горящие материалы следует потушить до полного прекращения тления.

Если Вы обнаружили возгорание, примите меры по его ликвидации, если понимаете, что самостоятельно справиться не получится, немедленно сообщите в службу спасения по телефонам 101 или 112.

свернуть

Вторая ветвь ресурса POMOGUT.BY

12.12.2019

В рамках реализации Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2017 - 2021 годы с 18 ноября 2019 года.  Министерством внутренних дел Республики Беларусь при поддержке Представительства ЮНИСЕФ в Республике Беларусь была запущена вторая ветвь ресурса POMOGUT.BY www.kids.pomogut.by. Сайт содержит разностороннюю информацию по проблемам безопасности в сети Интернет как для малолетних и несовершеннолетних пользователей. так и для взрослых посетителей.

На площадке сайта «kids.pomogut.by» с ноября месяца начала работу служба онлайн-консультирования для потерпевших и свидетелей эксплуатации детей в сети Интернет, которая осуществляется консультантами  ОО «Клуб деловых женщин» г.  Бреста.

Наши консультанты анонимно смогут ответить па вопросы по безопасности в сети Интернет онлайн (в чате) с 08.00 до 20.00 часов.

Задачи при консультировании:

  • оказать быструю, бесплатную информационную и правовую поддержку детям, которые пострадали или могут пострадать от эксплуатации в сети Интернет;
  • обеспечить эффективное взаимодействие организаций и учреждений при перенаправлении ребенка за оказанием помощи;

-информировать родителей о возможностях безопасного использовании Интернет-ресурсов, защиты персональных данных несовершеннолетних, в том числе и от информации, наносящей им вред;

свернуть

Мобильное приложение МЧС помощь рядом

Пользователи смартфонов и планшетов могут скачать обновленную версию приложения «МЧС Беларуси: Помощь рядом».

свернуть

МЧС информирует

Осторожно змеи Весенний пал травы
При возгорании и пожаре не следует... Как избежать пожара в квартире
Применение бытовых пиротехнических изделий Безопасный новый год

 

 

Весенний пал травы

 

 

Наши давние предки когда-то, выбрав место для посевов, отвоевывали его у леса примитивным, но вынужденным и эффективным способом – сплошным выжиганием растительности. За минувшие с тех пор века мы обрели достаточно земель для нужд сельского хозяйства, да и технологии теперь далеко ушли от той эпохи подсечно-огневого земледелия. Однако, как ни удивительно, привычка жечь по весне сухую растительность, «наводя порядок» на участках выжиганием и сжиганием всего «лишнего» жива до сих пор. Палы остаются головной болью пожарных-спасателей, лесников, экологов, многих хозяйственников, вынужденных противостоять не только беспечности и безответственности, но и элементарной безграмотности земляков.

После всякой высокотемпературной обработки огнем на лугах не уцелеет ничто из их обычных обитателей. Гибнут семена цветов, полезные насекомые. На выжженной территории уже не гнездятся птицы. Зато сорняки, размножающиеся через корневища, способны выжить и процветать, равно как и насекомые-вредители, большинство из которых зимует достаточно глубоко в почве.

Вообще, выжигание органики подрывает складывающийся веками баланс, препятствуя пополнению запасов гумуса. А минеральные соли, как продукт горения, очень быстро вымываются водой.

Теперь обобщим: после многих лет подобных «операций» продуктивность лугов, по однозначным выводам ученых, снижается. Такая же ситуация и с сенокосами. 

И все-таки, лишь полбеды, что горит сухая трава. Ведь расползающийся огненный ковер может захлестнуть и кустарники, и лес, и хозпостройки, и жилые дома. Как говорят, со всеми вытекающими. Затраты на тушение всякий раз вылетают «в копеечку». Топливо, силы, время. Судите сами.

Уже с начала 2019 года на территории Брестского района зарегистрировано 11 сообщений о возгорании сухой растительности, на ликвидацию которых привлекалась специальная техника подразделений МЧС. Хотя погода далеко не каждый день балует нас своим теплом.

За правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования предусмотрена административная ответственность. Сюда входит статья 15.29 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь - нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках, статья 15.57. - незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов, и статья 15.58. -разведение костров в запрещенных местах. Также для физических обязательному выполнению подлежат правила пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ 01-2014, в которых изложены требования по разведению костров и запрет на выжигание сухой растительности. Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин.


Заметив змею, не делайте резких движений!

 

 

Гадюка обыкновенная - ядовитая змея, обитающая в белорусских лесах. Из-за изменений климата змеи могут оказаться в городе.

 

 

 

Змея почти никогда не нападает на человека первой, поэтому при встрече не стоит пытаться ее поймать или прижать к земле. Нельзя делать резких движений и провоцировать змею к нападению. МЧС советует дать змее уползти и не убивать ее.

 

Если же змея заползла в дом, квартиру, не стоит ее ловить. Покиньте помещение,  и сообщите о происшествии спасателям по телефону МЧС 112.

 

Если все-таки не удалось избежать укуса змеи, необходимо незамедлительно вызвать скорую помощь по телефону 103.

 

Если змея все же укусила, то, вызвав скорую помощь, чтобы замедлить распространение яда, нужно ограничить подвижность пострадавшего, а при укусе конечностей следует наложить шину.

 

При отсутствии дыхания и пульса нужно приступить к сердечно-легочной реанимации. Если пострадавший без сознания – придайте ему стабильное положение на боку. В первые 10-15 минут после укуса следует выдавить яд из ранки — высасывать не рекомендуется.

 

Также можно промыть место укуса перекисью водорода или водой с мылом, обработать края раны антисептиком. Рекомендуется пить больше жидкости.

 

 

При возгорании и пожаре не следует:

 

 

o   Поддаваться панике, рисковать своей жизнью спасая имущество.

o   Заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных.

o   Тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением.

o   Прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т.п.

o   Пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (влажная ткань не защищает от угарного газа).

o   Пользоваться лифтом.

o   Спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего.

o   Открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение).

o   Выпрыгивать из окон третьих этажей.


 

Как избежать пожара в квартире:

 

 

o   Контролируйте состояние электропроводки и электрических розеток.

o   Не оставляйте без присмотра включенные в сеть электробытовые приборы.

o   Не включайте в одну розетку одновременно несколько мощных энергопотребителей.

o   Не загромождайте пути эвакуации и подступы к пожарным шкафам предметами домашнего обихода.

o   Соблюдайте правила эксплуатации газовых плит и колонок.

o   Содержите средства пожаротушения и установки пожарной сигнализации в исправном состоянии.

o   Соблюдайте чистоту и порядок в доме.

o   Приобретите в целях безопасности вашей семьи огнетушитель.

o   Всегда будьте осторожны с огнем.


 

Памятка по применению гражданами бытовых пиротехнических изделий.

 

 

o   Никогда не ленитесь лишний раз прочитать инструкцию на изделие. Помните, что даже знакомое и обычное на вид пиротехническое изделие может иметь свои особенности.

o   Фитиль следует поджигать на расстоянии вытянутой руки.

o   Зрители должны находиться за пределами опасной зоны, указанной в инструкции по применению конкретного пиротехнического изделия, но не менее 20 м

 

 

Категорически запрещается

 

o   Держать работающие пиротехнические изделия в руках.

o   Наклоняться над работающим пиротехническим изделием и после окончания его работы, а так же в случае его несрабатывания.

o   Производить запуск пиротехнических изделий в направлении людей, а так же в место их возможного появления.

o   Применять пиротехнические изделия в помещении.

o   Использовать пиротехнические изделия вблизи зданий, сооружений, деревьев, линий электропередач и на расстоянии менее радиуса опасной зоны.

o   Всегда будьте осторожны с огнем.


 

Правила безопасного нового года.

 

меры пожарной безопасности, которые необходимо знать и выполнять

 

o   Не зажигайте на ёлках свечи и не украшайте их игрушками из горючих материалов.

o   Не используйте в помещении пиротехнические изделия (хлопушки, бенгальские огни, петарды и т.п.).

o   Установите ёлку на устойчивой подставке, вдали от отопительных приборов (печей и электрообогревателей).

o   Не оставляйте без присмотра включенные в электросеть электроприборы.

o   Не перегружайте электросеть! Пользуйтесь только исправными бытовыми электроприборами.

o   Украшайте елку только исправными электрическими гирляндами заводского изготовления.

 

свернуть

Правила поведения в случае обнаружения бесхозных предметов

Объекты признанные опасными

08.10.2018

Опасные объекты по Лыщицкому сельисполкому

1. Карьер по добыче песка (гравия) вблизи д. Кошилово
Месторасположение: Брестский район д. Кошилово
Представляемая опасность: возможно обрушение обрывистых участков.

2. Карьер по добыче песка (гравия)
Месторасположение: Брестский район по направлению к аг. Остромечево (справа от съезда на д. Заполье)
Представляемая опасность: возможно обрушение обрывистых участков.

3. Помещение бани (д.Яцковичи, ул. Центральная 4/1) 

свернуть