Дискуссия «Трудовое воспитание детей в семье»
Цель: формирование у родителей отчетливых представлений о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье.
Форма проведения: дискуссия
Ход собрания
Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на заседании родительского университета. Чтобы определить тему разговора, предлагаю прочитать высказывание Гельвеция и вставить пропущенное слово.
Если человек с ранних лет усвоил привычку к ______, ______ ему приятен.
Если же у него этой привычки нет, то лень делает ______ ненавистным.
Правильно, пропущено слово труд. Тема очень актуальна: «Трудовое воспитание детей в семье».
Очень важно воспитывать у ребёнка трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. И чем раньше этим начали заниматься родители, тем лучше.
Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием. Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться.Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей. В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм и лень.
Основная задача семьи в трудовом воспитании ребенка - так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?
Предлагаю вам игру «Блиц-вопрос»: выскажите свое мнение на предложенные вопросы. • Помогает ли вам ребёнок по дому? • Охотно ли ваш сын или ваша дочь выполняет трудовые поручения? Что вы делаете, когда ребёнок отказывается выполнить ваше поручение? • Поощряете ли вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? Как? • Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение трудовых поручений? Если да, то каким образом? • Какие поручения выполняет ваш ребенок?
Перечень поручений:
- оказывать помощь родителям в уборке квартиры;
- наводить порядок на своем столе и в своей комнате;
- заботиться о младшем брате или сестре; стирать свои мелкие вещи,
- мыть чайную посуду;
- следить за чистотой обуви;
- выносить мусор;
- кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок;
- гулять с собакой, кошкой;
- покупать хлеб, молоко.
Следующее задание «Разбор ситуаций»
У вас на столах лежат карточки с различными ситуациями, которые могут произойти в семье. Вам нужно их обсудить и по возможности сформулировать правила, которые помогут воспитать трудолюбивого ребенка.
Ситуация |
Ответ |
Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама? |
Нарушен целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия: 1) правило постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде; 2) правило постоянного контроля за выполнением ими порученного дела. |
В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры — подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении «не покладая рук». Почему это произошло? |
Нарушен принцип постепенности. Круг обязанностей детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами. |
Семья опаздывает на автобус, а ее дочь( 5 лет) все утро как-будто нарочно тянет время, долго одевается в садик. Мама ужасно нервничает. |
Во-первых, нужно успокоиться. Накричать, обругать, будет конечно куда легче. Но в данной или похожей ситуации вашими помощниками будут не окрик или угроза, а игра и чувство юмора. |
Анализ проблемной ситуации
На улице подростки подбегают к припарковывающимся легковым автомобилям, договариваются с водителями вымыть их машины за определённую плату. Трое подростков заканчивают мыть автомашину. Прохожая женщина начинает укорять их: «Вам уроки учить надо, а не этим заниматься. Сейчас позову милицию!»
Вопросы для дискуссии:
- Права ли женщина?
- Что будет делать милиция в этой ситуации?
- Как должны поступить дети?
Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.
Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке. Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем «взорваться» куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
В труде проявляются особенности поведения ребенка — активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья — дружный трудовой коллектив. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его — основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Вопросы для обсуждения:
— С какого возраста ребёнок в состоянии осознавать ценность денег и распоряжаться хотя бы мелкими суммами? (Вероятно, не позже начала обучения в школе: ведь даже первокласснику дают деньги на завтраки, мороженое и другие карманные расходы). — А с какого возраста можно зарабатывать деньги? (Наверное, смотря каким трудом.) — А вам хотелось бы зарабатывать деньги? (Конечно, стыдно в таком возрасте только просить у родителей.) — Как вы думаете, ваша учёба — это тоже труд? (Конечно, это большой труд). — А за него надо платить? (Это очень спорно. С одной стороны, учатся для себя, чтобы больше знать, сознательно выбрать профессию и вообще дорогу в жизнь. С другой стороны, если в других учебных заведениях платят стипендию, то почему и в школе так не делать? Кстати, в некоторых школах отличникам устанавливают стипендии.) — Слышали ли вы, что некоторые родители договариваются со своими детьми по поводу оценок: платят за хорошие и отличные, а за двойки — штрафуют? Как вы к этому относитесь? (Трудно сказать, очень непривычно это, хотя, может быть, родителям виднее: они лучше знают своего ребёнка. Это с одной стороны. Но, с другой, как бы он не привык вообще всё делать только за деньги. Наверное, надо, чтобы ему самому хотелось учиться.)
Уважаемые родители, я предлагаю вам поделиться с нами своими секретами воспитания трудолюбия у детей в семье.
Чтобы испечь вкусный пирог, чисто постирать белье или связать красивые и теплые варежки, каждая домашняя хозяйка следует в своем деле проверенным полезным советам. Такие советы очень нужны и для трудового воспитания наших детей, поэтому предлагаю участникам собрания поделиться ими друг с другом.
Полезными советами могут быть такие:
- Будьте последовательны в своих требованиях.
- Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
- Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына или дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
- Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе и о работе своих друзей.
- Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
(Каждый совет педагог дополняет разъяснениями о том, как правильно их выполнить)
Подведение итогов
Детский труд — это сложное явление. С одной стороны, работа может приносить детям пользу, если способствует их развитию и не мешает учёбе, отдыху. С другой стороны, возможна и эксплуатация детского труда, которая приносит громадный вред растущему организму, поэтому она недопустима. Ребёнок имеет право на труд, который расширяет сферу образования и стимулирует физическое и психическое развитие, и на защиту от эксплуатирующего труда. — Как провести различие между этими видами труда? Необходимость защиты ребёнка от эксплуатации возникает тогда, когда существует слишком большая ответственность за совершаемую работу; работа мешает общему развитию; работа мешает разностороннему социальному и психологическому развитию и носит унизительный характер, например, рабский или кабальный труд; при сексуальной эксплуатации. Недопустимы поэтому продолжительный или полный рабочий день в раннем возрасте; чрезмерные физические нагрузки или же условия труда, приводящие к психологическому стрессу, а также работа на улице в неудовлетворительных условиях и несоответствующая оплата труда. — Ребёнок имеет право на труд, который благоприятно влияет на физическое здоровье; стимулирует познавательное, эмоциональное, социальное и нравственное развитие, формируя чувство принадлежности к коллективу, способность к сотрудничеству с другими и умение отличать добро от зла.
Предлагаю завершить наше коллективное обсуждение проблем трудового воспитания детей в семье словами К.Д. Ушинского: «Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, — это трудолюбие».
Учитель начальных классов Е.Н.Кирдей