Описание проекта
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА д.ОСТРОМЕЧЕВО»
КОНКУРC
социальных инициатив и проектов «ПроеКТОриЯ по-пионерски», посвященного Году мира и созидания
ПРОЕКТ «Эко-зона - Ласточка»
номинация «В стиле#Эко»
руководитель проекта:
Литау Евгения Ивановна,
педагог-организатор 225034, Бреcтcкий район,
аг. Оcтромечево,
ул. Молодежная, д. 2 тел. +375295022010
2023 год
CОДЕРЖАНИЕ
Актуальность …………………………………………………………………....3
Цель и задачи проекта ……………………………………………………….…3
Территория реализации………………………………………………………....4
Критерии эффективности проекта …………………………………………….4
Этапы реализации ………………………………………………………………5
План реализации ……………………………………………………………….6
Технология реализации проекта………………………………………………..7
Социальные партнеры в реализации проекта…………………………………9
Результаты проекта……………………………………………………………...10
Литература……………………………………………………………………….11
Приложение……………………………………………………………………...12
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование экологической культуры у октябрят не представляет возможности без наглядной информации. У нас в ГУО «Средняя школа д.Остромечево» есть несколько стендов по экологии в целом и по нашему Брестскому району в частности. Пионеры проводили по данным стендам экскурсии для октябрят.
Октябрята за последние два года сделали более 25 кормушек совместно со своими родителями. И каждую зиму они по очереди следили за тем, чтобы эти кормушки были наполненными. Но и этого оказалось недостаточно!
Октябрята 4 «А» класса проявили инициативу и предложили построить на территории школы эко-зону, на которой можно было бы ухаживать за овощами и фруктами, выращивать деревья и кустарники, изучать окружающий мир в реальности и проводить различные экологические игры. Активисты отряда совместно с педагогом-организатором разработали план реализации проекта «Эко-зона «Ласточка», который включает в себя ряд поэтапных шагов.
Регулярное освещение в эко-зоне актуальных экологических проблем (информационные стенды, социальные сети, сайт школы), проведение различных экологических мероприятий для октябрят и пионеров (уроки под открытым небом, квест-игры, соревнования, конкурсы, экологические акции и т.д.) дают возможность привлечь ребят к проблемам экологии и сделать эколого-просветительскую работу наиболее эффективной.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание на территории школы «Эко-зоны «Ласточка» для формирования экологической культуры октябрят через вовлечение в практическую и игровую деятельность.
Задачи проекта |
Ожидаемый результат |
- определить на территории школы трех эко-станций, которые будут оформлены в одну эко-зону |
Три таблички с обозначенными станциями: 1 станция – «Учебно-опытный участок» 2 станция – «Сад Надежды и Мечты» 3 станция – Игровая площадка «Эко-Мир» |
- создать эскиз игровой зоны «Эко-Мир» |
Эскиз игровой площадка «Эко - Мир» |
- оформить заявку в ОАО «Остромечево» на помощь в создании и установки элементов игровой площадки |
Готовые элементы игровой площадки и их установка на территории школы |
- разработать и создать все наглядные материалы для эко-зоны |
Ламинированные наглядные материалы установлены на все готовые элементы |
- подготовить экологическую программу открытия «Эко-зоны «Ласточка» с участием октябрят 4 «А» класса прохождением каждой станции |
Проведение открытия «Эко-зоны «Ласточка» |
- создать страничку в инстаграме и вкладку на сайте школы |
Страничка инстаграм, вкладка на сайте школы |
ТЕРРИТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:
Пришкольная территория - ГУО «Средняя школа д.Остромечево»
CРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: октябрь 2023 – апрель 2024 года
ВИД ПРОЕКТА: практико-ориентированный
УЧАCТНИКИ ПРОЕКТА: октябрята 4 «А» класса (9-10 лет) в количестве 15 человек. Активисты пионерского отряда «Актив» (13-14 лет) в количестве 4 человека. (Всего 19 человек)
ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА:
- педагог-организатор
- классный руководитель 4 «А» класса
- родители октябрят 4 «А» класса
- педагоги дополнительного образования
- учитель химии и биологии
-учитель трудового обучения
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОCТИ ПРОЕКТА
Критерии |
Показатели |
Методы
|
Личноcтное развитие октябрят и пионеров |
• положительная динамика повышения у октябрят, пионеров интереса к проблемам экологии, охраны окружающей среды; • повышение уровня знаний о природе Брестского района, интереса к Красной книге Республики Беларусь. |
анкета, наблюдение, собеседование |
Уровень обученноcти октябрят и пионеров |
• положительная динамика освоения материала по экологии на уроках в эко-зоне, мероприятиях, проводимых на игровой площадке «Эко-Мир» |
сравнительный анализ |
Уровень профеccионализма педагогичеcких кадров |
• повышение компетентности в сфере экологии; • повышение уровня креативности, способности к саморазвитию. |
наблюдение, собеседование |
Здоровье октябрят и пионеров |
•прогулки на воздухе, экскурсии положительно влияют на здоровье октябрят и пионеров; •занятие спортом при подготовке к прохождению полосы препятствий. |
мониторинг здоровья октябрят и пионеров |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап |
Содержание |
Сроки реализации |
Подготовительный |
- мозговой штурм идей и предложений по содержанию проекта, выработке тактики и стратегии его реализации; -теоретическая подготовка по созданию проекта; - ознакомление октябрят, их родителей, пионеров и педагогов c проектом |
октябрь 2023 г.
|
Организационно-реализующий |
-документальное оформление проекта; - определение на территории школы трех эко-станций, которые будут оформлены в одну эко-зону; -создание эскиза игровой площадки «Эко-Мир»; -оформление заявки в ОАО «Остромечево» на помощь в создании элементов игровой площадки; - разработка и создание всех наглядных материалов для элементов эко-зоны |
ноябрь 2023г. - март 2024г. |
Заключительный |
- создание странички «Эко-зоны «Ласточка» в инстаграм и на сайте школы, размещение информации по реализации проекта; - подготовка и проведение экологической программы открытия «Эко-зоны «Ласточка» с участием октябрят 4 «А» класса; -анкетирование участников c целью выявления положительных и отрицательных сторон реализации проекта; - оформление материалов о проделанной работе |
апрель 2024г. |
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Месяц |
Мероприятия |
Октябрь |
Мозговой штурм идей и предложений по содержанию проекта, выработке тактики и стратегии его реализации; |
Теоретическая подготовка к созданию проекта;
|
|
Ознакомление октябрят, их родителей, пионеров и педагогов c проектом |
|
Ноябрь |
Формирование команды октябрят, которые будут участвовать в защите проекта; |
Документальное оформление проекта;
|
|
Создание презентации проекта |
|
Декабрь-январь |
Определение на территории школы трех эко-станций, которые будут оформлены в одну эко-зону; |
Создание эскиза игровой площадки «Эко-Мир»; |
|
Оформление заявки в ОАО «Остромечево» на помощь в создании элементов игровой площадки |
|
Февраль-март |
Разработка и создание всех наглядных материалов для элементов эко-зоны;
|
Создание логотипа и слогана «Эко-зоны «Ласточка»
|
|
Апрель |
Создание странички «Эко-зоны «Ласточка» в инстаграм и на сайте школы, размещение информации по реализации проекта; |
Подготовка и проведение экологической программы открытия «Эко-зоны «Ласточка» с участием октябрят 4 «А» класса |
|
Анкетирование участников c целью выявления положительных и оотрицательных сторон реализации проекта; |
|
Оформление материалов о проделанной работе |
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Октябрята получают знания об экологии окружающей среды на таких уроках как «Человек и мир», на различных внеклассных мероприятиях в шестой школьный день, совершают экскурсии по информационным экологическим стендам школы, по агрогородку Остромечево. Но у нас нет места, где бы при помощи игр и соревнований можно было бы изучать окружающий мир. Поэтому октябрята 4 «А» проявили инициативу по созданию такой экологической зоны. Где можно было бы не только играть, но и на практике изучать мир, самим попробовать вырастить овощи, цветы, посадить дерево или куст, научиться ухаживать за растениями, наблюдать за насекомыми, изучить разнообразие птиц и насекомых в нашем посёлке, научиться различать несъедобные и съедобные грибы и многое другое.
Наша «Эко-зона «Ласточка» будет состоять из трех станций:
- Станция: «Учебно-опытный участок»
- Станция: «Сад Надежды и Мечты»
- Станция: Игровая площадка «Эко-Мир»
- Станция: «Учебно-опытный участок»
Первая станция обновлена в 2022 году. Была произведена реконструкция пришкольного участка. Он делится на две зоны. Первая – это теплица, в которой выращивают цветы и декоративные растения. Вторая – это огород, на котором выращивают овощи и уличные цветы.
На данной станции ребята могут изучать разнообразие цветов и овощей. Посадить самим и научиться ухаживать за растениями до их полного созревания.
- Станция: «Сад Надежды и Мечты»
Вторая станция – «Сад Надежды и Мечты» был заложен в 2022 году активистами школы членами ОО «БРСМ». В саду растут деревья яблони и кусты смородины. Тут ребята могут ухаживать за растениями, посадить новые.
- Станция: Игровая площадка «Эко-Мир»
Игровая площадка будет включать в себя:
- Верёвочный лабиринт, на котором можно развивать координацию, ловкость, находчивость и другие спортивные способности.
- 5 домиков для распознавания различных экологических предметов вслепую.
- Стенд с магнитной доской.
- Стенд с переворачивающимися плитками, с помощью которого можно пополнить свои знания о птицах, обитающих на территории Брестского района.
- Игровой стенд с заданиями по экологии.
- 7 пеньков, расположенных близко друг к другу.
- 30 грибов, собирая которые октябрята могут изучить съедобные и несъедобные грибы.
ТАБЛИЧКИ «ЭКО-ЗОНЫ «ЛАСТОЧКА»
ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА «ЭКО-МИР»
CОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наши партнёры |
Что мы получаем от cотрудничеcтва c ними? |
Что партнёры получают от cотрудничеcтва c нами? |
Коробейко Иван Михайлович –народный умелец, мастер резьбы по дереву |
Помощь в художественном оформлении игровой площадки «Эко-Мир» |
Передача опыта резьбы по дереву молодому поколению |
ОАО «Оcтромечево» |
Помощь в изготовлении элементов игровой площадки «Эко-Мир», табличек на три станции «Эко-зоны «Ласточка» |
Активное включение учащихcя в деятельноcть ОАО «Оcтромечево» |
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА: спонсорская помощь ОАО «Остромечево».
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
- Будет создана «Эко-зона «Ласточка» и построена игровая площадка «Эко-Мир».
- Экологические игры можно будет проводить на игровой площадке «Эко-Мир».
- Пионеры разработают материал для создания экологических и игровых стендов и тем самым пополнят свои знания по экологии.
- Октябрята примут участие в мероприятии открытия «Эко-зоны «Ласточка».
- Учащиеся станут более заботливо и бережно относится к окружающей среде.
- Октябрята и пионеры узнают о редких животных и растениях, которые занесены в Красную книгу, об охраняемых территориях, которые есть в Брестском районе.
- У октябрят пополнится словарный запас и расширится кругозор.
- Пионеры разработают логотип и слоган эко-зоны.
- После реализации проекта будет создан презентационный видеоролик.
- Будет создана страничка инстаграм, вкладка на сайте школы, на которых можно будет наблюдать как работает «Эко-зона «Ласточка».
ЛИТЕРАТУРА
- Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках/ И.Д.Агеева. – М.:Сфера, 2005
- Аношко Я.И. Как работают ученые – эколог/ Я.И.Аношко. – Мн.: 2018
- Довнар Л.А. Организация экологического воспитания для детей младшего школьного возраста.-Минск, 2020
- Ермаков Д.С. Учимся решать экологические проблемы: метод. пособие для учителя/Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.:Школьная пресса, 2002
- Кашлев С.С. Интеррактивные методы обучения: учебно-методическое пособие/ С.С. Кашлев. –Минск: Вышэйшая школа, 2013
- Колобовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чём не узнаешь на уроке, - Ярославль, 1998
- Конюшко В.С., Чубаро С.В. Экологические прогулки, -Минск, 2005
- Киселев В.Н. Основы экологии: учебное пособие/В.Н. Киселев – Минск: Вышэйшая школа, 2002
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников/ - М.: 2005
- Левитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет? – С-Петербург, 1998
- Самерсова Н.В. Воспитание в процессе экологической деятельности,- Минск, 2005
- Хоружик Л.И., Сущеня Л.М., Парфенов В.И. Красная книга Республики Беларусь-Мн.: БелЭн, 2005
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы игры и проекты, -Ярославль, 1997
- Энциклопедия Птицы, издательский дом «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2014