Проэкт ЭКО-зона "Ласточка"

Описание проекта

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА д.ОСТРОМЕЧЕВО»

 

 

КОНКУРC

социальных инициатив и проектов «ПроеКТОриЯ по-пионерски», посвященного Году мира и созидания

 

 

 

ПРОЕКТ «Эко-зона - Ласточка»

номинация «В стиле#Эко»

 

 

 

 

                        руководитель  проекта:

                 Литау Евгения Ивановна,

                 педагог-организатор                                                                                   225034, Бреcтcкий район,

аг. Оcтромечево,

ул. Молодежная, д. 2                                                                   тел. +375295022010

 

 

 

 

2023 год

CОДЕРЖАНИЕ

 

Актуальность …………………………………………………………………....3

Цель и задачи проекта ……………………………………………………….…3

Территория реализации………………………………………………………....4

Критерии эффективности проекта …………………………………………….4

Этапы реализации ………………………………………………………………5

 План реализации ……………………………………………………………….6

Технология реализации проекта………………………………………………..7

Социальные партнеры в реализации проекта…………………………………9

Результаты проекта……………………………………………………………...10

Литература……………………………………………………………………….11

Приложение……………………………………………………………………...12

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование экологической культуры у октябрят не представляет возможности без наглядной информации. У нас в ГУО «Средняя школа д.Остромечево» есть несколько стендов по экологии в целом и по нашему Брестскому району в частности. Пионеры проводили по данным стендам экскурсии для октябрят.

 Октябрята за последние два года сделали более 25 кормушек совместно со своими родителями. И каждую зиму они по очереди следили за тем, чтобы эти кормушки были наполненными. Но и этого оказалось недостаточно!

Октябрята 4 «А» класса проявили инициативу и предложили построить на территории школы эко-зону, на которой можно было бы ухаживать за овощами и фруктами, выращивать деревья и кустарники, изучать окружающий мир в реальности и проводить различные экологические игры. Активисты отряда совместно с педагогом-организатором разработали план реализации проекта «Эко-зона «Ласточка», который включает в себя ряд поэтапных шагов.

Регулярное освещение в эко-зоне актуальных экологических проблем (информационные стенды, социальные сети, сайт школы), проведение различных экологических мероприятий для октябрят и пионеров (уроки под открытым небом, квест-игры, соревнования, конкурсы, экологические акции и т.д.) дают возможность привлечь ребят к проблемам экологии и сделать эколого-просветительскую работу наиболее эффективной.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание на территории школы «Эко-зоны «Ласточка» для формирования экологической культуры октябрят через вовлечение в практическую и игровую деятельность.

Задачи проекта

Ожидаемый результат

- определить на территории школы трех эко-станций, которые будут оформлены в одну эко-зону

Три таблички с обозначенными станциями: 1 станция – «Учебно-опытный участок»

2 станция – «Сад Надежды и Мечты»

3 станция – Игровая площадка «Эко-Мир»

- создать эскиз игровой зоны «Эко-Мир»

Эскиз игровой площадка «Эко - Мир»

- оформить заявку в ОАО «Остромечево» на помощь в создании и установки элементов игровой площадки

Готовые элементы игровой площадки и их установка на территории школы

- разработать и создать все наглядные материалы для эко-зоны

Ламинированные наглядные материалы установлены на все готовые элементы

- подготовить экологическую программу  открытия «Эко-зоны «Ласточка» с участием октябрят 4 «А» класса прохождением каждой станции

Проведение открытия «Эко-зоны «Ласточка»

- создать страничку в инстаграме и вкладку на сайте школы

Страничка инстаграм, вкладка на сайте школы

 

ТЕРРИТОРИЯ РЕАЛИЗАЦИИ: 

Пришкольная территория - ГУО «Средняя школа д.Остромечево»

 

CРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: октябрь 2023 – апрель 2024 года

 

ВИД ПРОЕКТА: практико-ориентированный

 

УЧАCТНИКИ ПРОЕКТА: октябрята 4 «А» класса (9-10 лет) в количестве 15 человек. Активисты пионерского отряда «Актив» (13-14 лет) в количестве 4 человека. (Всего 19 человек)

 

ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА:

- педагог-организатор

- классный руководитель 4 «А» класса

- родители октябрят 4 «А» класса

- педагоги дополнительного образования

- учитель химии и биологии

-учитель трудового обучения

 

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОCТИ ПРОЕКТА

Критерии

Показатели

Методы

 

Личноcтное развитие октябрят и пионеров

• положительная динамика повышения у октябрят, пионеров интереса

 к проблемам экологии, охраны окружающей среды;

• повышение уровня знаний о природе Брестского района, интереса к Красной книге Республики Беларусь.

анкета, наблюдение, собеседование

Уровень обученноcти октябрят и  пионеров

• положительная динамика освоения материала по экологии на уроках в эко-зоне,  мероприятиях, проводимых на игровой площадке «Эко-Мир»

сравнительный анализ

Уровень профеccионализма педагогичеcких кадров

• повышение компетентности в сфере экологии;

• повышение уровня  креативности, 

способности к  саморазвитию.

 наблюдение,

собеседование

Здоровье октябрят и пионеров

•прогулки на воздухе, экскурсии положительно влияют на здоровье октябрят и пионеров;

•занятие спортом при подготовке к прохождению полосы препятствий.

мониторинг здоровья октябрят и пионеров

 

 

 

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этап

Содержание

Сроки реализации

Подготовительный

- мозговой штурм идей и предложений по содержанию проекта, выработке тактики и стратегии его реализации;

 -теоретическая подготовка по созданию проекта;

- ознакомление октябрят, их родителей, пионеров и педагогов c проектом

октябрь 2023 г.

 

Организационно-реализующий

-документальное оформление проекта;

 - определение на территории школы трех эко-станций, которые будут оформлены в одну эко-зону;

-создание эскиза игровой площадки «Эко-Мир»;

-оформление заявки в ОАО «Остромечево» на помощь в создании элементов игровой площадки;

- разработка и создание всех наглядных материалов для элементов эко-зоны

ноябрь

2023г. - март 2024г.

Заключительный

-  создание странички «Эко-зоны «Ласточка»  в инстаграм и на сайте школы,  размещение информации по реализации 

проекта;

- подготовка и проведение экологической программы  открытия «Эко-зоны «Ласточка» с участием октябрят 4 «А» класса;

-анкетирование участников c целью выявления положительных и отрицательных сторон реализации проекта;       

- оформление материалов о проделанной работе

апрель 2024г.

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Месяц

Мероприятия

Октябрь

Мозговой штурм идей и предложений по содержанию проекта, выработке тактики и стратегии его реализации;

Теоретическая подготовка к созданию проекта;

 

Ознакомление октябрят, их родителей, пионеров и педагогов c проектом

Ноябрь

Формирование команды октябрят, которые будут участвовать в защите проекта;

Документальное оформление проекта;

 

Создание презентации проекта

Декабрь-январь

Определение на территории школы трех эко-станций, которые будут оформлены в одну эко-зону;

Создание эскиза игровой площадки «Эко-Мир»;

Оформление заявки в ОАО «Остромечево» на помощь в создании элементов игровой площадки

Февраль-март

Разработка и создание всех наглядных материалов для элементов эко-зоны;

 

Создание логотипа  и слогана «Эко-зоны «Ласточка»

 

Апрель

Создание странички «Эко-зоны «Ласточка»  в инстаграм и на сайте школы,  размещение информации по реализации проекта;

Подготовка и проведение экологической программы  открытия «Эко-зоны «Ласточка» с участием октябрят 4 «А» класса

Анкетирование участников c целью выявления положительных и оотрицательных сторон реализации проекта;       

Оформление материалов о проделанной работе

 

ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Октябрята получают знания об экологии окружающей среды на таких уроках как «Человек и мир», на различных внеклассных мероприятиях в шестой школьный день, совершают экскурсии по информационным экологическим стендам школы, по агрогородку Остромечево. Но у нас нет места, где бы при помощи игр и соревнований можно было бы изучать окружающий мир. Поэтому октябрята 4 «А» проявили инициативу по созданию такой экологической зоны. Где можно было бы не только играть, но и на практике изучать мир, самим попробовать вырастить овощи, цветы, посадить дерево или куст, научиться ухаживать за растениями, наблюдать за насекомыми, изучить разнообразие птиц и насекомых в нашем посёлке, научиться различать несъедобные и съедобные грибы и многое другое.

Наша «Эко-зона «Ласточка» будет состоять из трех станций:

  1. Станция: «Учебно-опытный участок»
  2. Станция: «Сад Надежды и Мечты»
  3. Станция: Игровая площадка «Эко-Мир»
  4. Станция: «Учебно-опытный участок»

Первая станция обновлена в 2022 году. Была произведена реконструкция пришкольного участка. Он делится на две зоны. Первая – это теплица, в которой выращивают цветы и декоративные растения. Вторая – это огород, на котором выращивают овощи и уличные цветы.

На данной станции ребята могут изучать разнообразие цветов и овощей. Посадить самим и научиться ухаживать за растениями до их полного созревания.

  1. Станция: «Сад Надежды и Мечты»

Вторая станция – «Сад Надежды и Мечты»  был заложен в 2022 году активистами школы членами ОО «БРСМ». В саду растут деревья яблони и кусты смородины. Тут ребята могут ухаживать за растениями, посадить новые.

  1. Станция: Игровая площадка «Эко-Мир»

Игровая площадка будет включать в себя:

  • Верёвочный лабиринт, на котором можно развивать координацию, ловкость, находчивость и другие спортивные способности.
  • 5 домиков для распознавания различных экологических предметов вслепую.
  • Стенд с магнитной доской.
  • Стенд с переворачивающимися плитками, с помощью которого можно пополнить свои знания о птицах, обитающих на территории Брестского района.
  • Игровой стенд с заданиями по экологии.
  • 7 пеньков, расположенных близко друг к другу.
  • 30 грибов, собирая которые октябрята могут изучить съедобные и несъедобные грибы.

 

ТАБЛИЧКИ «ЭКО-ЗОНЫ «ЛАСТОЧКА»

 

ИГРОВАЯ ПЛОЩАДКА «ЭКО-МИР»

CОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

Наши партнёры

Что мы получаем от cотрудничеcтва c ними?

Что партнёры получают от cотрудничеcтва c нами?

Коробейко Иван Михайлович –народный умелец, мастер резьбы по дереву

Помощь в художественном оформлении игровой площадки «Эко-Мир»

Передача опыта резьбы по дереву молодому поколению

ОАО «Оcтромечево»

Помощь в изготовлении элементов игровой площадки «Эко-Мир», табличек на три станции «Эко-зоны «Ласточка»

Активное включение учащихcя в деятельноcть

ОАО «Оcтромечево»

 

БЮДЖЕТ ПРОЕКТА: спонсорская помощь ОАО «Остромечево».

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

  1. Будет создана «Эко-зона «Ласточка» и построена игровая площадка «Эко-Мир».
  2. Экологические игры можно будет проводить на игровой площадке «Эко-Мир».
  3. Пионеры разработают материал для создания экологических и игровых стендов и тем самым пополнят свои знания по экологии.
  4. Октябрята примут участие в мероприятии открытия «Эко-зоны «Ласточка».
  5. Учащиеся станут более заботливо и бережно относится к окружающей среде.
  6. Октябрята и пионеры узнают о редких животных и растениях, которые занесены в Красную книгу, об охраняемых территориях, которые есть в Брестском районе.
  7. У октябрят пополнится словарный запас и расширится кругозор.
  8. Пионеры разработают логотип и слоган эко-зоны.
  9. После реализации проекта будет создан презентационный видеоролик.
  10. Будет создана страничка инстаграм, вкладка на сайте школы, на которых можно будет наблюдать как работает «Эко-зона «Ласточка».

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках/ И.Д.Агеева. – М.:Сфера, 2005
  2. Аношко Я.И. Как работают ученые – эколог/ Я.И.Аношко. – Мн.: 2018
  3. Довнар Л.А. Организация экологического воспитания для детей младшего школьного возраста.-Минск, 2020
  4. Ермаков Д.С. Учимся решать экологические проблемы: метод. пособие для учителя/Д.С. Ермаков, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.:Школьная пресса, 2002
  5. Кашлев С.С. Интеррактивные методы обучения: учебно-методическое пособие/ С.С. Кашлев. –Минск: Вышэйшая школа, 2013
  6. Колобовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чём не узнаешь на уроке, - Ярославль, 1998
  7. Конюшко В.С., Чубаро С.В. Экологические прогулки, -Минск, 2005
  8. Киселев В.Н. Основы экологии: учебное пособие/В.Н. Киселев – Минск: Вышэйшая школа, 2002
  9. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников/ - М.: 2005
  10. Левитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет? – С-Петербург, 1998
  11. Самерсова Н.В. Воспитание в процессе экологической деятельности,- Минск, 2005
  12. Хоружик Л.И., Сущеня Л.М., Парфенов В.И. Красная книга Республики Беларусь-Мн.: БелЭн, 2005
  13. Цветкова И.В. Экология для начальной школы игры и проекты, -Ярославль, 1997
  14. Энциклопедия Птицы, издательский дом «Проф-Пресс», Ростов-на-Дону, 2014

 

свернуть